Игры теней, древний вид искусства в азиатских и ближневосточных культурах, были частью турецких традиций на протяжении веков, особенно во время священного месяца Рамадан. Поскольку самым известным в стране является «Карагёз и Хадживат», это наследие сохранилось и в наше время, но постепенно погружается в забвение.
Используя свои конструкции и кукол, художники воссоздают множество различных персонажей и сцен. Эти представления часто сочетаются с традиционной музыкой и песнями и рассказывают образцовые сказки и мифологические истории. Пьеса разыгрывается перед занавесом и ставится с тенями, отражающимися на экране.
«Карагёз и Хадживат» — традиционная пьеса теней, которая восходит к османскому периоду и проводится в турецком публичном доме. Нет никакой определенной информации о том, когда именно и где возникла эта пьеса, но считается, что она существовала в Анатолии еще в 14 веке.
Главными героями пьесы являются два друга, а именно Хадживат и Карагёз. Хадживат изображается умным, добрым и порядочным, в то время как Карагёз — наивный, легкомысленный и комедийный персонаж. Пьеса обычно основана на диалогах и приключениях между этими двумя персонажами.
Центральной темой пьес является контрастное взаимодействие между этими двумя друзьями, которые идеально противостоят друг другу: Карагез представляет неграмотную, но прямолинейную публику, а Хадживат представляет образованный класс.
Хадживат и Карагёз занимают большое место в турецком фольклоре и по сей день остаются широко любимыми персонажами. Пьеса была принята как вид искусства и сыграла важную роль в обогащении турецкого языка и юмора.
Существуют различные рассказы о появлении теневых игр и их прибытии в Турцию.
Сцена пьесы также называется «Площадь Кюштери», в честь шейха Кюштери из эпохи османского султана Орхана 14 века, который, согласно одной из версий, является историческим создателем пьесы.
Согласно легенде, Карагёз и Хадживат были реальными людьми, и они были строителями мечети в Бурсе в середине 14 века. Их шутовские и глупые выходки привели к их казни по приказу султана Орхана. Султан впоследствии пожалел об этом, поэтому шейх Кюштери увековечил дуэт как марионеток, которые будут развлекать империю на протяжении веков.
Согласно другим источникам, пьеса родом с острова Ява, где представления теневых кукол проводились уже в 11 веке, и попала в Османскую империю через торговцев.
Во времена Османской империи пьесы ставились в кофейнях и в богатых частных домах и даже ставились перед султаном. В каждом квартале города был свой Карагёз.