История плитки Изник в Турции

Традиционное искусство плитки Изник ​​(город, расположенный в провинции Бурса, Турция), уходящее корнями в империю сельджуков и развивающееся на протяжении веков, имело свой расцвет во времена Османской империи. Так что же делает эту культовую плитку, украшенную бирюзой и красными тюльпанами, такой популярной и такой потрясающей в интерьере исторических мечетей по всему Стамбулу? Здесь мы познакомимся с историей ручной росписи плитки Изник.

Корни турецкой плитки и керамики восходят к уйгурам 8-го и 9-го веков, их влияние распространяется через Анатолию с сельджуками. Однако только в Османской империи искусство ручной росписи плитки перешло в новый период. Город Изник ​​был самым активным центром (отсюда и название «İznik») технически продвинутого района, который получил проекты от османских придворных художников, которые были реализованы, а затем отправлены обратно во дворец.

Созданные под влиянием фарфора эпохи Мин 15 века, ранние образцы плитки сильно отличались от стиля, который впоследствии сделал изникских гончаров знаменитыми. Только в середине XVI века культовые тюльпаны, розы, гранаты и гиацинты начали появляться в мотивах наряду с кобальтово-синим и бирюзовым узорами. Это было также в то время, когда производство перешло на архитектурную плитку из-за многочисленных строительных проектов, заказанных Сулейманом I (1520-1566), правление которого было пиком империи. Множество примеров, от гробниц до мечетей, были украшены плиткой Изник.

Прекрасные плитки из Изника появились в мечети Сулеймание (1557 г.), гробнице Хюррем-султана (1558 г.), мечети Рюштем Паша (1561 г.), гробнице Сулеймана I (1566 г.), мечети Мехмед Паша (1572 г.) , мечеть Пияле Паша (1573 г.) и мечеть Валиде Атик (1583 г.), и это лишь некоторые из них.

По мере того, как росли здания и производство плитки достигло своего пика, мотивы также сместились в более естественный и свободный стиль, где тюльпаны, гвоздики, гиацинты, розы, весенние цветы, лилии, кипарисы и грозди винограда и виноградные листья появлялись в расслабленной обстановке. и экспериментальные композиции, богатые общим визуальным зрелищем.

В середине 17-го века экономические трудности и политические потрясения Османской империи неизбежно повлияли на гончаров Изника, поскольку их изделия начали терять свою жизнеспособность. К 18 веку керамическая промышленность Изника почти полностью вымерла, и Кютахья заменила ее в качестве ведущего центра. Тем не менее, качество и живость плитки Изника больше никогда не было достигнуто, даже с другими образцами, такими как керамика из Чанаккале.

Сегодня Кютахья переживает возрождение как центр производства плитки и керамики, в то время как частные мастерские и учебные заведения в Изнике, Стамбуле и Бурсе работают над сохранением традиций изникской плитки перед лицом современности.