История Антальи

Население мира было весьма ограниченным, люди жили в небольших общинах, обеспечивая своё существование путем охоты и собирательства. Переход к сельскому хозяйству и строительству жилья для оседлой жизни еще не произошел. В этот период люди жили небольшими общинами в пригодных для проживания укрытиях и занимались охотой. В следствии такого образа жизни они в течение определенных временных промежутков меняли свое место жительства. В связи с чем территория распространения общин значительно расширялась.

Некоторые из групп, которые достигли Анатолийского полуострова (Малая Азия), пересекли проливы, Балканы, а оттуда получили возможность распространиться в Европе. Они только освоили способы отопления и приготовления пищи, придания формы камню, изготовления деревянных инструментов и различной одежды. Доказательствами этого длительного периода являются кости людей и животных. Периодами, которые мы можем отследить, опираясь на вещественные доказательства, является время, когда люди начали изготовлять инструменты.

В соответствии с характером используемых орудий археологи разделяют исторические периоды на «каменный», «керамический» и «металлический» этапы. Действительно, качества и способ использования инструментов привели к радикальным изменениям в жизни этих примитивных человеческих сообществ, обеспечили переход от кочевой жизни к оседлой, и, как результат, способствовали образованию социальных объединений под названием «государство». Исследование этого процесса требует очень длительного времени и терпеливого изучения.

Временной промежуток, когда мы смогли описывать себя с помощью конкретных письменных способов, соотносить себя с организованными профессиональными группами и политическими режимами, уходит в прошлое на 5.500 лет, но доисторические периоды выражены в таких числах, как 500.000-400.000 лет.

В исследованиях, проведенных в обширной географической области Анатолии, обнаруживаются остатки костей различных видов. К ним относятся останки как вымерших, так и обитающих в наши дни животных, а также останки, относящиеся к человеческому виду homo sapiens sapiens. В результате исследований была получена ценная информация о климатической обстановке, географических особенностях , системах фауны и флоры этого периода.

Одним из старейших известных поселений homo sapiens в Анатолии является пещера Караин, расположенная по дороге в Коркутели, примерно в 30 километрах к северо-западу от центра города Анталья. Её датировка – около 500.000 лет назад, другими словами, она относится к периоду раннего палеолита, то есть «каменного века».

Начало этого периода уходит в прошлое примерно на 2 миллиона лет, а закончился он 12.000-10.000 лет назад. Ранний палеолит включает в себя фазу этого временного промежутка между 2 миллионами и 140 тысячами лет назад. В Караине также были обнаружены костные останки homo sapiens neandertalensis. Это самые ранние ископаемые останки, когда-либо найденные во всей Анатолии.

Караин является важным поселением, которое даёт возможность исследования всех исторических пластов. Оно было постоянно заселено до периода Римской империи. Относящаяся к среднему палеолиту, который продолжался от 140.000 до 40.000-30.000 лет назад, пещера Караин предоставляет данные, позволяющие сравнивать её с другими поселениями Анатолии этого периода.
Там можно отметить значительное развитие в изготовлении каменных инструментов. Место грубо обработанных каменных орудий занимают инструменты с тонкими маленькими систематически произведенными сколами. В дополнение к орудиям, произведённым для охотничьих целей, встречаются вариации инструментов, приспособленных для рубки, резки и измельчения мяса.
В деревне Коджапынар близ Эльмалы были также обнаружены находки позднего среднего палеолитического периода. Переход от раннего палеолита к эпохе среднего палеолита отмечен главным образом изменениями, вызванными условиями окружающей среды. Климат значительно похолодел, в результате чего исчезли различные биологические виды.

Homo sapiens neandertalensis, численность которых в Анатолии и без того была весьма ограничена, не смогли приспособиться к новым условиям жизни. Очевидно, что поздний палеолитический период был эпохой преобладания и распространения вида homo sapiens, sapiens, которому удалось преодолеть условия окружающей среды благодаря успехам, скорости и разнообразию в производстве инструментов. Останки, относящиеся к этому времени, найдены во многих районах Анатолии.
Этот период продолжался между 40-30 тысячами и 12-10 тысячами лет назад. Пещера Окюзини, находящаяся возле пещеры Караин, предоставляет ценные данные о последних стадиях этого периода, которые могут быть датированы 16 тысячами лет назад. Верхний палеолитический период закончился по причине изменения климата.

С отступлением ледников, покрывающих север Европы, климат стал умеренным, количество осадков увеличилось, уровень моря поднялся. Эти условия привели к появлению и увеличению количества новых путей переселения, особенно на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье. Homo sapiens sapiens всё ещё обитали в природных укрытиях, однако, изменения и инновации, которых они достигли в производстве орудий, перенесли их в другую эпоху.

Этот относительно короткий период определяется как эпипалеолит или мезолит, то есть средний каменный век. Материалом для используемых инструментов всё ещё служил камень, но теперь появилась возможность производить микролиты и инструменты из комбинированных материалов. Стрелы, луки, небольшие копья и различные топоры были разработаны в соответствии с типом охоты. Среди поселений этого периода в районе Антальи были обнаружены важные пещеры.

Наряду с пещерами Караин и Окюзини можно перечислить названия таких каменных стоянок, как Сарычинар, Кумбуджагы, Хайытлыгёль и находящаяся в районе Белдиби стоянка Бельбаши. В некоторых из них можно найти наскальные рисунки, выбитые или нарисованные охрой.
Эпипалеолит заканчился с появлением сельскохозяйственной экономики, когда наступил период неолита, т.е. нового каменного века, начало которого варьируется между регионами мира.
Эпоха неолита началась в различных странах Ближнего Востока 10-7 тысяч лет назад. Одной из особенностей, которые определяют этот период, является изменение климата. Эти изменения привели к использованию в сельском хозяйстве ячменя, овса, ржи, пшеницы и бобовых. Таким образом, возникают поселения, деревни, где собирается большее количество людей. В архитектуре саман заменяет тростник и древесину.

Одним из наиболее важных изобретений является использование глины в производстве инструментов и посуды. Появилось производство и изготовление керамики, осуществляемое как при помощи сушки, так и путём обжига на огне. Присутствие и отсутствие керамики играет определяющую роль в изучении эпохи неолита.

Использование керамических изделий достаточно сильно повлияло на повседневную жизнь первобытных людей. Этому периоду мы обязаны двумя наиболее важными приобретениями. Одно из них – производство и хранение, специфичные для сообществ, ведущих оседлый образ жизни; другое заключается в том, что понятие культуры, в самом широком его смысле, мы можем соотносить с определенной группой людей. В границах провинции Анталья не так много поселений эпохи неолита.
На территории района Овалык первобытных поселений обнаружено немного, но несмотря на то, что в этом районе не проводились систематические исследования, в Учтепе в местечке Пазарчик возле Манавгата и в местечках Солак и Муртана возле Аксу были обнаружены фрагменты керамики, которые могут быть датированы каменным веком.

В высокогорных районах в систематических раскопках, произведённых только на кургане в местечке Бадемааджи, были обнаружены некоторые артефакты. Каменное убежище Белдиби, курган Бадемааджи и частично курган в местечке Буджак на данный момент являются древнейшими известными поселениями неолита в регионе Западного Средиземноморья. Обнаруженные здесь керамические изделия имеют связь с курганом Куручай в местечке Бурдур.
Иными словами, эпоха неолита в регионе началась не в результате его развития, а с приходом извне сельского хозяйства и производства. В этот период на берегах рек центральной и юго-восточной Анатолии, Ближнего Востока и Северо-Западной Африки появились важные культурные центры и густонаселенные города.

Очевидно, что самым важным фактором, определяющим перемещение населения, стало распространение сельского хозяйства, зона которого расширялась от Центральной Анатолии до островов и Балкан. Техника обжига, используемая в производстве керамики в эпоху неолита, также привела к развитию металлургии.

Использование и распространение меди в древности указывает на начало нового периода. По этой причине эпоха после неолита называется халколитом или меднокаменным веком. Установлено, что использование меди началось в начале 6 тысячелетия до н. э. В период халколита в районе не обнаружены следы миграции и структуризации населения, однако, расположенные в Бурдуре курганы Хаджилар и Куручай, предоставили весьма ценные данные.

Посуда с богатым геометрическим орнаментом, вызывающие интерес образцы украшений и фигурки матери-богини, изготовленные из глины, вполне характеризуют этот период. Были найдены места жилых поселений, окруженные стенами. Одной из областей, где свидетельства периода халколита встречаются реже всего, является регион Антальи. Второй этап медного века характеризуется бронзой, получаемой путем смешивания меди с оловом.

Конец 4 тысячелетия до н. э. и начало 3 тысячелетия принято считать началом бронзового века. Этот период длился около 3.000 лет. Бронза была более прочной и износостойкой, чем обработанная медь. Её очень эффективно использовали в производстве оружия, хоть это и было трудно и дорого. Также очевидно, что часто этот сплав использовался в изготовлении культовых предметов. Наблюдается увеличение использования золота и серебра.

Заметно богатство и разнообразие изделий из обожжённой глины. Бронзовый век в целом можно считать периодом, когда заканчивается доисторическая эпоха и начинается эпоха историческая. Границу между ними определило изобретение письменности. Начиная с ранней стадии бронзового века в Египте и Шумере стала использоваться пиктографическая письменность в виде картинок.
В то время как в Египте символическое письмо все больше превращалось в настоящее пиктографическое, т. е. иероглифическое письмо, в Передней Азии место письма в качестве картинок занимала абстрагированная в определённые формы клинопись. Эти виды письменности стали средством переписки в объединённом Египте, Шумере, Аккаде и Эламе. Изобретение письменности является поворотным моментом в истории человечества. Но Анатолийский регион присоединится к подобному развитию только через 1.500 лет.

Бронзовый век также является периодом, в котором произошли такие изменения, как различные волны миграции и вторжения. Отмечается сходство между представленными керамикой культурами Западной Анатолии и Эгейских островов, особенно Критом. Данное сходство подтверждает мнение о том, что происхождение народов, живущих на островах, является анатолийским. Очевидно, что культура в поселениях, возникающих в Центральной Анатолии и вдоль западного и южного побережья, является продолжением культуры и социальной структуры, которая доминировала в Анатолии в середине 2 тысячелетия до н. э.

Скорее всего, некоторые народы индоевропейского происхождения вошли в Анатолию в начале раннего этапа Бронзового века. В этом регионе данное предположение подтверждается находками в местечке Караташ-Семайук, расположенного вблизи района Эльмалы, а также в местечках Хаджимусалар , Бадемагаджи и на кургане Мюгрен.

К заключительным этапам раннего бронзового века территория Анатолии в полном смысле вошла в зону интересов государств Передней Азии. Основатель династии Аккада – Саргон, который правил в 2334-2269 года до н. э., хотел пройти через Таврские горы и хребет Нур, но в результате сопротивления, проявленного объединенными силами, отступил. То, что в Анатолии в этот период были важные городские государства, подтверждают выдающиеся археологические находки, сделанные в результате раскопок в самых разных регионах.

Таким образом, начиная с 2 тысячелетия до н. э. ассирийцы начали создавать торговые пути как на суше, так и на побережье. До конца XVII века до н. э. продолжался период, который в истории этого региона получил название «эпоха торговых колоний».

В этот период в Анатолии впервые появилась и письменность в виде клинописи. Язык, который носит название «аккадский язык Каниша», свойственный Анатолии, стал языком первых письменных документов этого региона. Мы видим, что в Анатолии в этот период в значительном количестве появились городские государства и одна, имеющая канишское происхождение их ветвь, переселившись в Хатусу, основала Хеттское государство. Основание Хеттского государства обозначает начало исторического развития анатолийских народов.

Хеттский период

В периоды всех этих событий в районе Антальи не происходило никаких важных и заметных изменений. Этот регион ждал своего выхода на историческую сцену до тех пор, пока хеттские короли не совершили походы в Западную Анатолию.

Можно с уверенностью сказать, что различные старые географические названия в границах сегодняшней провинции Анталья дошли до нас из эпохи хеттов.

К ним относятся такие топонимы, как Перге, Кесрос и Патара. Первые упоминания о некоторых из них можно встретить в «летописях» правившего между 1267 и 1237 гг. до н. э. царя Хаттусили III. В летописях города Нигде (Нахита) и Солы (Саллуса) были перечислены среди стран Лукки (Ликии). Название «Нахита» могло переводиться как «Магудос».

Сегодняшнее название города Нигде на древнегреческий лад произносится как «Nagidos», а это слово в свою очередь произошло от хеттского «Нахития». Арабы и византийцы называли этот город «Магида». Возможно, с течением истории звуки “m” и “n” естественным образом поменялись местами. Звук «h» в хеттских топонимах в древнегреческом языке переходил в “g” или “k”. Это одно из звуковых изменений, которые становились правилами. Аналогично можно увидеть сходство в корнях названий «Саллуса» и «Силуон».

Естественно, на данном этапе в рамках имеющейся у нас информации отсутствуют какие-либо археологические доказательства, подтверждающие что города «Магудос» и «Силуон» существовали в хеттский период. Однако необходимость поддержки этимологического предположения археологическими доказательствами не должна рассматриваться в качестве условия. Достаточно сказать, что с точки зрения языковых методов, происхождение корней таких топонимов не греческое.
Например, в Перге такого рода дискуссия, как с филологической, так и с археологической точек зрения завершена конкретным результатом. В городе Перга находки эпохи хеттов указывают на бессмысленность дальнейших дискуссий. Название города чётко упоминается в тексте договора времени правления Тудхалия IV, который правил в 1237-1209 гг. до н. э.

Хеттский царь Тудхалия, подписвыая договор с сыном Муваталли Курунтой, при определении границ сказал: “Земли до реки Кастарая и река Хулая в стране пусть будут гранцей Тахрунтасса. Парха, находящаяся рядом с Кастараей, остаётся на границе Страны Лукка. Если я завоюю эту страну, я присоединю эту землю к твоей стране”.

«Кастарайя» явно соответствует произносимому в эллинистический и римский периоды как «Кестрос» названию сегодняшней реки Аксу. Название города «Парха», который находится рядом с ней, в эллинистический и римский периоды звучало как «Перге». С точки зрения исторической географии при рассмотрении хеттских текстов становится понятно, что область, которая располагается до реки Аксу, принадлежала царству Тархунтасса, а земли расположенные от Перге – царству «Лукка» (Ликия).

Местонахождение города Тархунтасса не установлено, но границы государства Тархунтасса относительно хорошо известны. Понятно, что юго-восточные границы этого государства начинались недалеко от Силифке и, пролегая вдоль всего побережья, они заканчивались возле реки Аксу. А северо-западная граница, проходя по прямой линии через озера Эгридир и Бейшехир, достигала Хатипа в Конье и отсюда пролегала до Карамана.

Часть этого государства, которое достигало реки Аксу, оставалась в «Стране Реки Хулая». Река «Хулая» может быть рекой Манавгат. На раскопках, ведущихся в границах провинции Анталья, до сих пор не было найдено никаких письменных документов эпохи хеттов. Поэтому мы не можем вести обсуждение этой темы, опираясь только на один документ, но косвенно у нас есть ряд мнений о народах, которые жили в этом регионе в бронзовом веке.

Если принимать во внимание различные языковые особенности и строение имён собственных, сохранившиеся в ликийском (trm̃mili (от Trm̃mis «Ликия»)) и сидетском языках, а также памфилийском диалекте греческого, то можно прийти к заключению, что группы народов, проживавших в этом регионе, были индоевропейцами анатолийского происхождения. Мы не знаем, что происходило в этом районе во время падения хеттского государства. Из различных хеттских текстов можно понять, что основным видом деятельности в регионе было мореплавание.

Хеттское государство не смогло контролировать район между юго-западной Анатолией и Кипром из-за пиратства и обратилось за помощью к союзным государствам. После обнаружения затонувших кораблей стало ясно, что регион играл определенную роль в международных морских перевозках. Затонувшие корабли возле мыса Гелидония вблизи Адрасана и Улу-Бурун близ Каша предоставляют ценную информацию о морской торговле бронзового века.

Несомненно, появление новых находок в дополнение к достаточно редким данным бронзового века в районах, находящихся в границах провинции, внесет ценный вклад в понимание археологического характера региона. Совсем недавно возле руин Гагаи, расположенных недалеко от Кумлуджа, были найдены осколки керамики бронзового века. Эти находки могут свидетельствовать о том, что прибрежный маршрут Западной Анталии может входить в культурный ареал, протянувшийся вдоль Эльмалы.

Главными причинами завершения бронзового века и падения хеттского государства стали нашествия больших захватнических групп и использование ими железных орудий. Когда более распространённое в использовании железо, производство которого намного легче, чем бронзы, в руках больших групп превратилось в оружие, объединение народов стало неизбежным.
Новый период, который начался с XII столетия до н. э. называется железный век. Главными из особенностей, характеризующих эту эпоху, стали Великое переселение народов и последовавшие за ним Тёмные века. Период Великого переселения народов не имеет доказательств с археологической точки зрения, однако толкования различных исторических документов подтверждают это событие. В египетских документах людей, прибывших из Западной Анатолии, сравнявших с землёй всю Анатолию, Кипр, Палестину и ставших у ворот Египта, называли «Народами моря».

В настоящее время продолжаются дискуссии о происхождении этих племен. Другим событием, демонстрирующим слияние племён, стали группы народов во главе с лидером-основателем, размежёванные после Троянской войны. К тому же есть упоминания о том, что причиной падения Микен на материковой части Эллады стало вторжение северных дорийских племён.

Одним из народов, которые предположительно прибыли в Анатолию с Балкан, являются фригийцы. Слияние народов в начале железного века может объяснить и то, что после Тёмных веков появились новые группы народов, обладающие совершенно иными свойствами. Вторжения племён как начались, так и прекратились, став причиной «выпадения» временных промежутков, которые варьируются от 200 до 300 лет в зависимости от региона.

В первые века этой эпохи в южной и центральной частях Анатолии появились городские государства, которые продолжали традиции второго тысячелетия. Влияние некоторых из этих городских государств, таких как царство Тиана в Эрегли и Хиява (Куэ) в Адане, с большой вероятностью распространялось и на часть земель, расположенных в границах провинции Анталья.
В этом контексте название города Аспендос связано с королевством Хиява в Адане. Логично, что это название того же происхождения, что и имя полководца Ацативадда. Ацативадда также является названием города и на памфильском диалекте греческого языка равнозначно «Estvediyus», что означает «из Аспендоса». Еще одним документом, показывающим, что восточные границы города в этот период имели связи с племенами Передней Азии, стала надпись на финикийском языке, найденная на горе Чебель-и-Рейс близ Аланьи, датируемая 8 столетием до н. э.

Финикийский язык не является одним из древних анатолийских языков, но, особенно начиная с IX века до н. э., он стал использоваться в регионе в качестве языка дипломатии. Иероглифические надписи иногда сопровождались этим языком, хотя различные финикийские колонии проявляли более активную деятельность на Кипре.

Первой крупной цивилизацией, которая может быть определена конкретным языком и археологией в пределах границ города Термиссон (Tyberissos) были термилы (ликийцы:  trm̃mili (от Trm̃mis «Ликия»).
Они расселились почти по всему Полуострову Теке (Ликийский полуостров). Сотни скальных гробниц, саркофагов, стел и возведённых памятников, принадлежащих им, были разбросаны между западной и северо-западной границами города. Ликийцы имели особую письменность и язык, который не имел ничего общего с древнегреческим. Их письменная история продолжалась с V столетия до н. э. до пришествия Александра Македонского.

Району, где проживали эти люди анатолийского происхождения, эллины дали название «Lukiya» (Ликия), но, если внимательно изучить древнегреческие источники, то под словом «ликийцы» подразумевается «эллины». Геродот сказал, что они были Критского происхождения и когда покидали остров их назвали «Termilai». Но наши сегодняшние исчерпывающие знания об отношении языков не дают нам возможности утверждать, что версия о том, что ликийцы прибыли с Крита является исторически верной.

Естественно, древнегреческие историки имели определённые сведения относительно местных названий, но их общепринятые исторические подходы содержали очень популярную в ту эпоху эллинистическую идеологию относительно происхождения племён и народов, похожую на ту, которую исповедовали древние египтяне и евреи. Поэтому они совершенно необъективным образом эллинизировали происхождение бесчисленных народов, связав их с эллинскими корнями.
Тем не менее, местные жители, которые жили здесь, называли свою страну «Термис» (Trm̃mis) и использовали это название в документах. Персы переняли его и тоже использовали это название. Мы утверждаем, что более точным и историческим подходом к этим коренным народам было бы называть их не «ликийцы», а термилы.

По причине того, что с эллинистической эпохи данный регион находится под сильным и все более возрастающим влиянием этой культуры, в греко-римский период название региона было полностью преобразовано в «Лукию» и, исходя из названия этого региона, люди, которые жили здесь, назывались «лукийцами». Кроме того, название «лукийцы» не является этническим названием. Это обобщённое прилагательное, значение которого – “кто-то из Лукийского района”.

Люди, которые не учитывают динамику языка и истории Анатолии в период второго и первого тысячелетия до н. э. считают, что название «Лукия» восходит к названию «Лукка», которое было упомянуто в текстах хеттов ещё до греков и, в подтверждение этому, ссылаются на Гомера. Во-первых, ссылка на него с исторической точки зрения не является объективным подтверждением. К тому же такие персонажи, как Сарпедон и Беллерофонт, а также лукийцы, о которых рассказывает Гомер в эпической поэме «Илиада», тоже не являются коренными жителями, а имеют эллинское происхождение.

В произведении нет ни одной строки, в которой бы было написано, что это коренные народы Анатолии. Помимо этого, как и при рассмотрении части «Памфилийцы», эллины, которые намеревались сохранить традиции Анатолии второго тысячелетия до н. э. в первом тысячелетии, не присутствовали здесь в это время. А название «Лукия» возникло в результате эллинистической идеологии.

Существует множество моделей преемственности в названиях топонимов, как и множество примеров её отсутствия. Термилы, особенности языка которых мы хорошо знаем, являются одним из народов Анатолии второго тысячелетия до н.э.. Их язык находился под влиянием лувийского языка, который был распространён по всей западной и юго-западной Анатолии. Источники часто указывают на этот язык как на преемника лувийского, но такой подход не является абсолютно правильным, так как в нём встречаются фонетические особенности индоевропейских языков, которые гораздо старше лувийского.

Таким образом, речь идёт о языке, тесно связанном с лувийским, но не произошедшем от него. Термилы, в отличие от других народов Западной Анатолии, таких как фригийцы и сардийцы (Сарды столица Лидии), с самого начала не сформировали эффективный политический союз. Они не были знакомы с кочевой жизнью, наемной армией, изгнанничеством. Произошли они из феодального общества и жили в виде городских княжеств в укрепленных городах, расположенных на высоких холмах , побережье или плато.

Геродот упоминал о термилах, как о матриархальном обществе, но это не подтверждается ни одной из надписей на их языке. Однако, такие богини, как Артемида, Лето, Малия и темы «прославленной матери» встречаются в их надписях.

Страна «Терми» между 546 и 538 годами до н. э. была захвачена полководцем персидского царя Куроса (Кир II) Гарпагом. Захват персами региона привел к периоду его ускоренного развития и возрождения. Влияние персов на различные анатолийские народы всегда было очень позитивным. Прежде всего управление этими малыми народами при определенном политическом режиме послужило их экономическому развитию. Рост и развитие этих народов происходили в этот период.
Режим, созданный персами в Анатолии, состоял из сатрапий, своего рода губернаторств. Персия, как самое важное и мощное государство той эпохи, оказала глубокое влияние на искусство, язык и письменность этих народов. Несмотря на то, что вероятно термилы имели отношение с эллинами до прихода персов, эллины никогда не вызывали такого неприятия у этого народа.

Эллинистическая культура уже и в ту эпоху прошла долгий путь к тому, чтобы стать мировой культурой. И естественно, что в этом плане можно говорить о её влиянии на термилов. Трудно дать полную информацию о политических режимах термилов после персидского вторжения. Персы, как правило, не вмешивались в политические системы стран, которые они завоевали, но самых высокопоставленных господ и царей страны или региона ставили в подчинение своим собственным сатрапам. Имеется не так много сведений о политическом строе начального периода этого народа.
Есть подтверждения, что ими управляли потомки Гарпага, который захватил почти весь этот регион, хотя этот вопрос не был полностью прояснен. Известно также, что одно время они жили в подчинении сатрапии, которая находилась в Лидии. Мы знаем, что термилы примерно в 454 году до н. э. вступили в Первый афинский морской союз (Делосский союз), который был учреждён в результате войны между греками и персами.

В этот период семья, происходившая их города Ксанфа и с течением времени приобретавшая политический вес, примерно начиная с 450 годов до н. э. достигает влияния над этим районом. В 412 году до н. э. страна «Терми» снова оказалась в руках персов. Во время сатрапских бунтов, возникавших около 362 года до н. э., страна впала в политические и военные раздоры, став ареной военного противостояния между установившим на востоке в Лимире (Кумлуджа) суверенитет Периклом и сатрапом Карии Мавсолом.

Вскоре, страна «Терми» перешла в подчинение сатрапа Карии. Период этого подчинения завершился в 334 – 333 годах до н. э. с персидским походом Александра Македонского. Поход Александра, ступившая на земли Анатолии, принес политический и культурный конец всем без исключения местным народам.

Сообщается, что Нарх, один из полководцев Александра, управлял районом в течение определенного периода времени, но этот период был очень краток, так как согласно слухам, другие командиры брали этот район под своё управление. Самым высокопоставленным из них был провозгласивший себя в 305-304 годах царём Египта Птолеме́й I Соте́р, вскоре присоединивший к своим землям различные анатолийские районы, включая страну «Терми».
Существуют свидетельства этому, среди которых особенным является то, что городу Патара было дано имя жены Птолемея II Фила́дельфа — Арсинои. Возможно, это время являлось одиним из самых продолжительных периодов мира в этом регионе. Но эллинские цари начали объединение, которое особенно активно происходило во II веке до н. э. Их возглавил царь государства Селевкии.
Антио́х III Великий , царствовавший между 222 и 187 г. до н.э., в 197 году до н.э. присоединил к своим землям часть городов до Патары, но в 188 году до н.э. по Апамейскому мирному соглашению этот район перешёл в руки родосских правителей. Этот период продолжался до 168 года до н. э., когда был создан имевший черты федеративности Ликийский союз городов.
Начиная с этого периода регион в качестве государственного названия стал официально использовать название «Ликия». Исчезли свойственные ему язык, искусство и письменность, его население и культура частично эллинизировались, и он полностью попал под влияние эллинов.

Миляс и Солимы

До эллинистического периода большинство населения страны «Терми» было местного происхождения. Но есть свидетельства того, что помимо него здесь могли жить и другие народы. Среди них прежде всего были те, которые говорили на языке, надпись на котором была обнаружена на саркофаге, расположенном в начале базара, спускающегося прямо к порту города Каш.
Надписи на языке этих людей, также находятся на столбу, расположенном рядом с амфитеатром в городе Ксанф. Некоторые исследователи считают, что люди, которые говорили на языке этих надписей, пользовались эднонимом Milyae (Μιλύαι). Однако нет никаких доказательств, подтверждающих это. Это всего лишь предположение. По словам Геродота, до ликийцев в этом районе проживали термилы, а до них милийцы и солимы.
Было бы более реалистичным с осторожностью относиться к часто переплетенным с легендами описаниям Геродота пока не найдутся другие исторические подходы. По этой причине данные, благодаря которым милийцы и солимы могли бы быть удалены из области легенд пока недоступны. Есть также различные исследователи, которые называют этот язык «термильским» B (или ликийским B). Детальные данные о политической истории народа, говорящего на этом языке неизвестны.

Родосцы и Дорийцы

Древнегреческие источники говорят, что несколько городов на востоке региона, особенно между Кумлуджой и Фаселисом, были в ранние периоды колонизированы родосцами. Считается, что находящийся возле Кумлуджи город Родиаполис является доказательством этому. Установлено, что Фаcелис в VII веке до н. э. он был основан иммигрантами из Линдоса, на Родосе. Они говорили на дорийском диалекте древнегреческого языка. Фаселис занимает важное место в политической истории. Он считается одним из городов «друзей эллинов».

Памфилия и памфилийцы

Важная часть границ провинции Анталья в Греко-римский период называлась Памфилией (Памфулия). Её границы были окружены на востоке Киликией, на северо-востоке Ликаонией, на севере Писидией и Ликией на западе.
Однако не понятно, где во времена античности пролегали её границы. По словам Гекатея Милетского, жившего в VI веке до н. э., город Феллос близ Каша принадлежал Памфилии. Вероятно, он перепутал его с Фаселисом.
Живший в 4 столетии до н. э. Псевдо-Скилак в сочинении, известном под названием «Перипл Псевдо-Скилака» (считается, что анонимный автор присвоил себе имя выдающегося путешественника – Скилака), перечислив города Аспендос, Сиде, и Силлион, принадлежавшие Памфилии, обозначил её границы от Кибиры, Термессоса, Минора (Гюнейкёй возле Аланьи) до Коракесиона (Аланья). Но земли до Дюден Чайы, Магидоса (Карпузкалдыран), Перге (Аксу) и Храма Артемиды причислил к Ликии. Есть наблюдения, что западная граница этого Региона начиналась с Гелидонии.

Тит Ливий писал, что границы между Памфилией и Ликией проходили через город Фаселис. А Плиний район между Сиде и Фаселисом причислял к Памфилии. В наше время более привычное определение границ основано на трудах историка и географа Страбона. Земли от Фаселиса и следующей за ним Ольбии до Коракесиона он описывал как принадлежащие Памфилии.

Считается также, что самая восточная граница простиралась до города Сиедра, расположенного недалеко от Силифке. Клавдий Птоломей писал, что этот город был одним из городов Памфилии. Как видно из цитируемых источников, границы региона Памфилия точно не определены. Если не принимать во внимание границы во времена Римской империи, более ранние границы региона находятся под влиянием условности наименований.

Название «Памфилия» древнегреческое. На этом языке можно встретить написания в виде «Panphulia». На латинском языке можно найти: «Panfilia», «Pamphylia» и «Pamphilia». Понятно, что название этого места не связано с более древними названиями Анатолии. Это древнегреческое слово, и оно имеет значение только на этом языке.

Согласно древнегреческой теории «племен и народов», одно из племен дорийцев называлось «Памфулос». Помимо этого, различные древние источники название «Памфилия» связывают с именем дочерей аргонавта Мопса или сестрой Манто и Ракия. Естественно, это мифы, но Плиний, развивая эту тему, говорил, что ранее Памфилию называли «Мопсопия». Исходя из этих подходов не представляется возможным достичь объективной исторической оценки.

Было бы более уместным признать, что название Памфилия, возможно, запустила эллинская интеллигенция, чтобы выразить «смешение народов», происходившее в среде прибывших в начале железного века или в эпоху архаики в район мигрантов. По сути, этот аспект региона явно подчеркивается в источниках. Страбон в своей «Географии» писал: «Памфилийцы во многих отношениях имеют много общего с киликийцами».

В пророческой надписи в городе Сиедра написано: «Вы, памфилийские сиедрийцы, которые живут в земле смешанных народов …». Как следует из выражений, название региона находится под влиянием условности наименования. С исторической точки зрения, не было народа, носившего название «памфилийцы», на древнегреческом языке это обозначало «проживающий в районе Памфилия».
Это слово не указывает на разницу между жителем Сиде или жителем Аспендоса, а указывает на то, что они люди, произошедшие от одного рода. Однако, с точки зрения языковых особенностей жители Аспендоса и Сиде были друг для друга иностранцами. По этой причине изучение языка играет самую определяющую роль в изучении периодов доримской истории Памфилии. Если принимать во внимание различные исторические периоды, район Памфилии с его языковым разнообразием является одним из привлекающих внимание районов Анатолии.

Существует не так много письменных документов, сохранившихся со времён античности. Надпись на найденном в Перге осколке , датируемом VI веком до н. э., и её языковые особенности еще не является достаточным фактом, чтобы сформировать объективный взгляд на эту проблему. В этой связи в дискуссиях о языках и народах этого региона данного периода используются другие источники.

Народ, обитавший в этом регионе в ранние периоды, был одним из народов южной Анатолии, находящимся под влиянием лувийцев. До нас от него не дошло никаких документов. Но выводы о факте его существования можно сделать из его влияния на диалект древнегреческого в этом районе. Возможно, по причине того, что они не смогли сформировать эффективный политический союз, со временем были ассимилированы эллинами. Эллины были тем многочисленным народом, который формировал различные точки зрения на историю этого района. Они использовали письменность на основе той, которая была в Афинах и Ионии и немного отличалась от эллинской.
Есть находки, связанные с этой письменностью и языком, датируемые периодом начиная с последней четверти V века до периода Римской империи. Они состоят в основном из городских монет, надгробий, оттисков на амфорах и различных памятников. Они, как правило, были откопаны на территориях между Аспендосом и Перге, частично в Египте и редко в других районах.
Согласно методам сравнительной лингвистики, памфилийские греки были одной из ранних эллинских групп в Анатолии. В их языке можно встретить некоторые из языковых особенностей из микенского и дорийского языков. По этой причине принято считать, что они мигрировали в Анатолию в начале первого тысячелетия до нашей эры. Столкнувшись с народами Анатолии, они смешались с ними, попав под влияние их веры и различных культурных особенностей.

К сожалению, существует не так уж много документальных свидетельств, относимых к раннему периоду, проливающих свет не только на историю эллинов , но и на историю других народов, живших тогда в Памфилии. Найденная в городе Силлион, датируемая IV веком до н. э. надпись рассказывает о том, что городом управлял «совет старейшин». Эта форма правления больше подходит для народов, живущих на уровне племенного строя. В книге Платона «Государство» рассказывается о том, что тысячу лет назад человек по имени Ардией, был тираном города Памфилии.

Из этого утверждения следует, что на ранних стадиях социальным строем различных городов Памфилии была тирания. По словам Геродота, в VI веке до н. э. это государство, как и другие области Анатолии, попало в руки короля Лидии — Крёза. Однако после того, как персы победили Крёза, Памфилия, попавшая в руки персов, предоставляла солдат в персидскую армию и платила налоги. В ней тогда не было централизованного управления. Народы и города находились в руках разрозненных и неорганизованных правительств.

После того, как Анатолия была захвачена персами, район Памфилии, возможно, был подчинен одному из сатрапов. Неизвестно, какому именно, но предполагается что одному из управляющих по оси Сирия – Киликия — Кипр. В 466 г. до н. э. афинский полководец Кимон победил персов на Кёпрючай (река Евримедон). В 425 году до н. э. Памфилия вступила в Первый афинский морской союз, однако её статус позже изменился.

В 411 году до н. э. здесь был размещен военно-морской флот Тиссаферна. Около 362 г. до н. э. во время сатрапского восстания эллинские города в Памфилии закрыли свои двери для войны. Зимой 334/333 до н. э. Александр Македонский занял города Перге, Аспендос и Сиде. Некоторые источники сообщают, что он назначил одного из своих командиров — Неарха сатрапом Ликии и Памфилии.
Около 295 г. до н. э. Селевк, захватив районы Килики и Памфилии, основал город Селевкия, который сегодня находится недалеко от плотины Оймапынар, расположенной на севере Манавгата. Однако вскоре район Памфилии попал в руки египетских правителей Птолемеев. Птолемей II Фила́дельф возле Алании основал город Птолемаис (Ле́бедос) . В течение многих лет этот район был полигоном демонстрации силы царств Сирии и Египта.

Около 197 г. до н. э. этот район перешёл сначала в руки Антио́ха Гиеракса, а затем римского полководца Манлия. В 188 году до н. э. в соответствии с Апамейским договором значительная часть региона перешла под власть пергамского царя Эвмена. В 159 – 139 годах до н. э. во времена правления пергамского царя Аттала II Филадельфа был основан город Атталия (Анталья). После того, как Пергамское царство передало свои права на Памфилию Римской империи, этот район перешёл в руки Римлян. В 43 г. н. э. император Клавдий объединил Ликию и Памфилию в одну римскую провинцию.

Сиде

В исследованиях Анатолии одним из самых привлекающих внимание является язык древних, как и в районе Памфилии, очень немногочисленных надписей в городах Сиде и Лирбе (Селевкия).
Неизвестно, каково было настоящее название этого народа. Поскольку памятники с надписями на этом языке сначала были найдены только в городе Сиде, этот язык по названию города стали называть сидетским языком. Он является одним из языков народов южной Анатолии, живших в 1 и 2 тысячелетии до н. э. На него оказал влияние лувийский язык. Слово «Бог», по-сидетски «масара», имеет сходство с имеющим то же значение лувийским словом «масана».

Находки состоят из монет и очень малочисленных надписей. В среднем они датируются периодом начиная с конца V века до н. э. до конца III века до н. э. Три двуязычные надписи на седетском и древнегреческом внесли свой вклад в расшифровку этого языка, который имеет свою, больше нигде не встречающуюся, свойственную только ему письменность. Количество используемых орфографических знаков составляет 26 букв. Сидетская письменность являлась фонетической. Письмо осуществлялось справа налево. По данным древнегреческих источников, сидетцы происходили от народов, мигрировавших из города Кима, расположенного недалеко от Алиага в Измире.

Арриан писал, что мигранты забыли свой язык, как только достигли Сиде и начали говорить на странном языке, который не был понятным. На древнегреческом языке слово «Сиде» означает «гранат», но возможно, что это один из эллинизинрованных анатолийских топонимов, как и другие различные названия городов в регионе. Какие-либо подробности о политической истории людей, представляющих изначальную цивилизацию в Сиде неизвестны. Они стали частью общей исторической ситуации в Памфилии.

Эолийцы в Памфилии

Одним из народов Памфилии, упоминаемых в ранних источниках, является народ северо-западного анатолийского происхождения — эолийцы. Арриан писал, что они мигрировари в Сиде из Кимы.
Не найдено никаких доказательств их письменности, но в памфилийском диалекте древнегреческого языка присутствуют примеры и следы, дающие представление о языковых характеристиках этого языка. Нет никаких письменных свидетельств, рассказывающих об их роли в истории региона, но, без сомнения, они являлись одной из его важных культурных групп. На основе корней топонимов выдвигаются мнения, что помимо Сиде они проживали в различных колонизированных ими городах, расположенных между Анталией и Кемером.

Писидия и писидийцы

Писидия является одним из важных античных районов в сегодняшних границах провинции Анталия. Её название совпадает с «Педасса» или «Петасса», упоминаемыми в хеттских источниках. До эллинистических и римских времен отсутствуют какие-либо определённые сведения о её географических границах, истории и общественной структуре. Немногочисленные исторические находки и информация, полученная из них недостаточны.

Примерные границы этого государства были окружены Памфилией на юге, Ликией на юго-западе, Карией на западе, Фригией на севере, Исаврией и Ликаонией на востоке. На юге часть границы внутри провинции Анталья с запада начиналась в Термессосе и его окрестностях и, проходя по горам и склонам через Аксеки, достигала Киликии и Исаврии. Название «Писидия» не является названием народа. Не существовало народа с таким названием, оно служило для обозначения всех живших в этом районе. По словам Страбона в ранние периоды Писидия распалась на отдельные города.
В целом их воспринимали как воинов и пиратов. Геродот связывал происхождение живших в этом районе, особенно в Термессосе и его окрестностях писидийцев с солимами. Однако, возможность такой связи остается весьма гипотетической, поскольку свидетельств языка или языков, на которых говорили писидийцы, крайне немного.

Свидетельством общего, свойственного всему району Писидии языка являются лишь надписи, найденные в античном городе Тимбриасе (Софулар) возле озера Эгрирдир. В научной литературе язык этих надписей называется «писидским», однако, подобные надписи, найденные в очень небольшом количестве, в регионе больше не встречаются нигде. Поэтому нет никаких оснований полагать, что язык этих надписей являлся региональным языком, или что им пользовалась по крайней мере значительная часть народов, проживающих в регионе.

Надписи были созданы в достаточно поздний период, во время второго и третьего столетий эпохи Римской империи. Их письменность является используемой в те времена древнегреческой письменностью. Языковые характеристики указывают на группу древних анатолийских языков. Другим примером смешанного состава населения Писидии является город Сельге (Зерк).
В Сельге найдены монеты с надписями на памфилийском диалекте древнегреческого языка. Однако, по словам Страбона, сельгейцы состояли из «варваров» (не эллинских племен), которые жили в Писидии. Писидийцы не играли важной роли в анатолийской истории. Существует очень мало источников, в которых они рассказывают о себе. Среди них особенно выделяются упоминания о том, как Термессос оказывал сопротивление Александру Македонскому.

Во время правления римского императора Клавдия части территории на юге и юго-западе присоединились к провинции Ликия-Памфилия, основанной в 43 году нашей эры. Остальные земли в 74-м году входили в провинцию Галатия-Каппадокия, а позднее только в Галатию.

Заключение

Эта работа, проводимая в рамках изучения культур и народов в период от каменного века до времён Римской империи, имела цель продемонстрировать значение района Антальи для изучения истории древней Анатолии. Очевидно, что исследование древних периодов данного региона еще не в полной мере проведено. Есть много вопросов, особенно касающихся доримского времени, на которые необходимо ответить. Языковые исследования играют большую роль в поиске ответов на них.
Помимо письменных источников на древнегреческом и латинском были обнаружены документы на таких языках, как ликийском (термильском), лирмийском, карийском, фригийском, арамейском, финикийском, памфилийском диалекте древнегреческого и сидетском. По соседству, почти на границах, были найдены надписи в Тимбриасе и иероглифические надписи на памятниках на лувийском языке. Таким образом, регион Антальи с точки зрения истории, языка и археологии является уникальной лабораторией.
Часто встречаются новые находки. Совсем недавно, в Кёпрючай впервые были найдены письменные свидетельства нового неизвестного языка. Это говорит о том, что исследования этого района могут иметь гораздо более глубокие аспекты, чем считалось ранее.