Вращающиеся дервиши — классический образ Турции, безмятежно кружащийся в своих фетровых шляпах, похожих на надгробные плиты, и развевающихся белых одеждах, чтобы создать увлекательную церемонию, направленную на достижение единства с Богом. Практикующий дервиш рассказал о значении мистической церемонии сема, о том, как тренируются дервиши, и о проблемах, с которыми когда-то сталкивался их суфийский орден.
Увлеченные 700-летним ритуалом, кружащиеся дервиши исполняют суфийский танец, управляемый ритмичным дыханием и пением, стремясь стать единым с Богом. Их белые одежды поднимаются и опускаются в унисон, вращаясь все быстрее и быстрее. Правая ладонь поднимается к небу, чтобы получить благословения Бога, которые передаются на землю левой рукой, указывающей на землю. Продолжая переходить в духовный транс, танцоры плавают между двумя мирами. Сейчас они находятся в глубоко личной и интенсивной форме медитации.
Церемония кружения дервишей, или сема, стирающая границы между танцем, молитвой, медитацией и трансом, так же синонимична Турции, как усеянный мечетями горизонт Стамбула. Но чего пытаются достичь дервиши, практикующие этот древний ритуал, вдохновленный учением поэта XIII века и религиозного лидера из современной Коньи (Турция)?
Мистические значения
«Сема — это ритуал исламского суфийского ордена Мевлеви, основанный на философии Руми, символизирующий подъем человеческой души путем высвобождения эго, чтобы стать просветленным и, таким образом, соединиться с Богом», — объясняет дервиш Абдулхамит Чакмут. Чакмут является президентом Ассоциации культуры и образования Мевлана (Организация культуры Руми), которая связана со стамбульским культурным центром Ходжапаша, одним из мест, где посетители могут стать свидетелями этого гипнотического ритуала.
Как объясняет Чакмут, церемония из семи частей наполнена смыслом повсюду, начиная от мелодичной ней (тростниковой флейты), олицетворяющей божественное дыхание, дающее жизнь всему, до отличительных нарядов исполнителей. «Дервиш со своим головным убором (символизирующим надгробие его эго) и белой юбкой (саваном своего эго), сняв черный плащ, духовно рожден для истины и готов отправиться к ней. В начале и в каждой остановке семы, держа руки крест-накрест, он представляет номер один и свидетельствует о единстве Бога», — объясняет Чакмут.
Достижение просветления
Считается, что во время элегантно простого представления, вращающегося с юбками, кружащимися в хореографическом созвездии танцоров, дервиши становятся проводниками для божественных благословений. «Во время вращения его руки раскрыты, его правая рука направлена к небу, готовая принять милосердие Бога, а левая рука обращена к земле», — говорит Чакмут. «Это его способ передать духовный дар Бога людям, на которых он смотрит».
Их голоса разносятся эхом, когда они неоднократно взывают к Аллаху, вращаясь все быстрее и быстрее. Отказавшись от эго и личных качеств, они достигают духовного совершенства, известного как фенафиллах. Шакмут сравнивает эту «жертву ума ради любви» с нирваной буддизма, с той разницей, что высшим рангом ислама является Пророк Мухаммед, а цель сема — не «непрерывный экстаз и потеря сознательного мышления», а скорее «полная покорность и уничтожение себя в любимом человеке ».