Расположенный между Стамбульским университетом и Гранд базаром, район Беязыт наполнен историческими зданиями, которые используются до сих пор. Сам Стамбульский университет раньше был Османским военным министерством, а на другой стороне площади находится недавно отреставрированный хамам II Беязида. В центре, конечно же, находится мечеть Баязида, восточная стена которой ведет к книжному рынку Сахафлар. И Беязыт также является домом для одной из самых успешных реставрационных работ прошлого года, работы архитекторов Табанлыоглу над Государственной библиотекой Беязыт.
Фактически это была первая государственная библиотека в Турции, основанная в 1884 году во время правления султана Абдулхамида II. Здание раньше было столовой и караван-сараем, составляя часть куллийе (социального комплекса) вокруг мечети Беязид. На момент открытия в качестве библиотеки она содержала около 1 миллиона документов, в том числе почти 11 120 рукописных книг, имеющих историческое значение.
Однако до сих пор эти редкие произведения не сохранились в надлежащих условиях. Мелкан Гюрсель Табанлыоглу из Tabanlıoğlu Architects сказал The Guide Istanbul: «Из-за ущерба, нанесенного землетрясением в Стамбуле в 1999 году, я помню, как ценные книги остались в беспорядке. В историческом здании не было необходимых физических условий для защиты этих редких произведений». Вместо того, чтобы применять комплексный и систематический подход к библиотечным помещениям, современные структуры добавлялись по частям. «Были архитектурные дополнения последних лет. Когда мы вошли в здание, мы обнаружили старое здание, в которое были внесены ремонтные работы, они были почти безразличны (к исторической структуре). Например, была грубая колонна, поддерживающая бетонную крышу над двором, а на заднем дворе была разрушенная хижина », — объясняет она.
Учитывая список прошлых проектов Tabanlıoğlu Architects, в том числе стамбульский аэропорт Ататюрк, Istanbul Modern, торговый центр Kanyon и Культурный центр Ататюрка в Таксиме, — были большие надежды на современный подход к такой исторической структуре.
«После снятия бетонной опоры и крыши предыдущей реставрации мы покрыли двор легким и прозрачным ETFE (прочной пластиковой мембраной), чтобы поддерживать контролируемую атмосферу и позволить солнечному свету проникать внутрь. Благодаря этому материалу мы достигли гармонии с куполообразной структурой здания, а также визуальной преемственности с окрестностями внутреннего двора», — говорит Табанлыоглу. Эта прозрачная эстетика была также применена к полу внутреннего двора, под которым находятся остатки византийской церкви. «Что касается особенностей внутреннего двора, мы взяли оригинальный фонтан, который позже был удален, и вернули его обратно в центр, где он и находился. Этот двор стал местом спокойствия, где можно проводить разного рода встречи. Он также стал просторным внутренним и внешним местом, где можно проводить выставки в любую погоду.
По словам Табанлыоглу, благодаря выставкам, конференциям и другим культурным мероприятиям у библиотеки будет возрождена связь с литературным наследием района. Библиотека разделяет стену с историческим книжным рынком Сахафлар, где Орхан Памук провел много дней своей юности, просматривая старинные и современные книги. Еще одна косвенная связь с Памуком — это осветительная компания Studio Dinnebier, которая разработала освещение как для библиотеки, так и для Музея невинности Памука.