Турецкий Уолт Дисней: наследие Джемаля Надира как пионера мультипликационного искусства

В начале июля исполнилось 120 лет со дня рождения основателя современной турецкой карикатуры Джемаля Надира Гюлера, чьи рисунки были отмечены обширной выставкой, организованной муниципалитетом Кючюкчекмедже, одним из небольших пригородов Стамбула.

Выставка предлагала линейные следы его жизненной линии, его трансформации и поиски Гюлера через презентацию от первого до последнего мультфильма, который он нарисовал. Ожившие благодаря выставке яркие комические образы Джемаля Надира, внесшего большой вклад в развитие турецкой карикатуры, оставили неизгладимый след в сердцах его последователей.

Как человек, у которого была возможность посетить эту выставку, я был глубоко впечатлен вневременным, тонким и абсурдным чувством комедии Гюлера. Несмотря на то, что он рисовал свои произведения примерно в 1920-х и 30-х годах, его послания направлены на сегодняшний дух времени, включая его иллюстрации известных мужских фигур, от политиков до писателей разных профессий, создание стандартных персонажей на основе их фамилий и его известного «Амджабея».

Иллюстрации известных мужчин-бюрократов того периода в разных профессиях, создающих эскизы в соответствии со своими фамилиями, и незабываемый персонаж «Амджабей», один из первых повторяющихся комических персонажей Турции, еще раз доказывают, насколько его новаторский стиль имеет решающее значение даже сегодня.

Выставку, в которую вошли неопубликованные и неизвестные фотографии, курировала исследователь и писатель Дениз Далкылинч, также владелец Архивной коллекции Джемаля Надира Гюлера. Впервые любителям искусства представлена ​​визуальная документация встречи Гюлера с Назымом Хикметом, легендарным турецким поэтом, на выставке в Бурсе.