Несмотря на проблемы, Турции за 100 лет удалось стать одной из крупнейших экономик мира

Несмотря на войны в соседних странах, кризисы, террористические атаки, стихийные бедствия и государственные перевороты, Турция превратилась в одну из крупнейших экономик мира. Этот выдающийся подвиг объясняется стратегическими мерами, принятыми на протяжении всей ее многовековой истории как республики, и сейчас страна вступает в новое столетие с амбициозными целями.

Еще до того, как 29 октября 1923 года была провозглашена Турецкая Республика, ее эгейский город Измир провел экономический конгресс всего через несколько месяцев после того, как он был освобожден от оккупационной греческой армии в ходе турецкой войны за независимость.

Мустафа Кемаль Ататюрк, который возглавил ту войну и впоследствии стал отцом-основателем Турции, подчеркнул решающую роль экономического успеха в сохранении завоеваний, достигнутых при создании новой страны.

«Политические и военные победы, какими бы великими они ни были, не могут быть устойчивыми, если они не подкреплены экономическими победами, они скоро сойдут на нет», — сказал он на двухнедельном Измирском экономическом конгрессе, который начался 17 февраля 1923 года и в котором приняли участие представители со всей страны.

Основание республики, первым президентом которой был Ататюрк, ознаменовало новую эру для турецкой экономики.

В первые годы своего существования страна придерживалась экономической модели, при которой государство и частный сектор совместно вносили свой вклад в производство.

Вскоре в многочисленных отраслях промышленности, от оборонной до пищевой, текстильной, горнодобывающей и цементной, возникают фабрики, несмотря на человеческие и финансовые издержки войны за независимость и Первой мировой войны, произошедшей менее десяти лет назад.

Первый авиационный завод Турции, TOMTAS, начал свою работу в 1926 году, на третий год существования республики.

Затем наступила Великая депрессия 1929 года, которая вызвала глубокие потрясения во всей мировой экономике, затронув вслед за этим и Турцию.

Валютный кризис в этот период побудил чиновников ускорить процесс создания Центрального банка Турецкой Республики (CBRT), и банк открыл свои двери 3 октября 1931 года.

В то время как на ранних стадиях кризиса сельское хозяйство вышло на передний план благодаря земельной реформе, вмешательство правительства в последующие годы было направлено на то, чтобы спровоцировать сдвиг в сторону промышленности.

В 1932 и 1936 годах страна подготовила свои первый и второй пятилетние планы индустриализации, уделив приоритетное внимание таким базовым отраслям промышленности, как черная металлургия, уголь и машиностроение.

Инвестиции в железные дороги также занимали важное место в повестке дня, чтобы помочь доставлять товары, которые были продуктами, во все уголки страны по доступной цене. В 1923-1950 годах было проложено в общей сложности 3780 километров (около 2350 миль) железной дороги, что добавилось к существующим 3714 км, унаследованным от дореспубликанского периода.

Великая депрессия также была одной из главных причин Второй мировой войны, которая началась в 1939 году и продолжалась до 1945 года.

Хотя Турция оставалась нейтральной на протяжении большей части войны, она не смогла избежать ее последствий, поскольку внешняя торговля была нарушена, а производство сократилось.