Легендарные сокровища Султанахмета: музей турецкого и исламского искусства

Когда вы ступите на площадь Султанахмет, одно из самых популярных мест в Стамбуле, с одной стороны вы увидите Большую мечеть Святой Софии, один из самых известных храмов в истории, а с другой — Голубую мечеть с ее уникальной плиткой.

Чуть дальше находится дворец Топкапы с его бесценной коллекцией, затем Змеиная колонна времен византийского императора Константина Великого и, конечно же, Обелиск Феодосия, история которого простирается от Египта до Рима.

Однако есть еще одно сокровище, которое остается в тени среди всей этой великолепной истории: Музей турецкого и исламского искусства.

Расположенный прямо за Голубой мечетью и хранящий тысячи артефактов из истории ислама, музей имеет очень интересную историю основания. Это также история археологического разграбления империализма на Ближнем Востоке.

Из Трои: разграбление исламских построек

Османская империя, основанная на богатом культурном наследии трех континентов, принимала различные раскопки иностранных археологов, но также подвергалась многочисленным «археологическим разграблениям».

Известна контрабанда исторических артефактов из древних городов, таких как Троя, с именами вроде Генриха Шлимана.

В конце 19-го века, когда уставшая империя боролась с последовательными войнами, исламские структуры подвергались обширным нападениям. Некоторые жители Запада даже начали демонтировать исторические религиозные сооружения, которые все еще использовались.

Важные части мечетей и других храмов, такие как их двери и плитки, тайно переправлялись в Европу.

Путешествие исторических артефактов в Стамбул

В начале 20 века правительство Османской империи пыталось защитить древние археологические находки и приняло меры для защиты и сохранения исламских артефактов.

В эпоху Ургуплю Мустафы Хайри (Мустафа Хайри из Ургупа), министра фондов, было принято решение перевезти в Стамбул произведения искусства из разграбленных религиозных мест. Однако с учетом технологии, доступной столетие назад, было совсем непросто перевезти драгоценные предметы в Стамбул.

Несмотря на это, в столицу были перевезены артефакты из множества городов, от Фракии до Дамаска: уникальные ковры, редкие изразцы, драгоценные рукописи и многое другое. Все они были привезены с использованием средств того времени.

Когда наступил 1914 год, было собрано достаточно артефактов, чтобы создать музей. В том же году в составе комплекса Сулеймание был основан первый музей исламских артефактов под названием «Музей Евкаф-и Исламийе» (Музей исламских основ).

Таким образом, исламские культурные артефакты нашли приют.

После образования Турецкой Республики музей был преобразован в «Музей турецкого и исламского искусства» (TIEM). В 1925 году в стремительно вестернизированной Турции двери религиозных мест, таких как ханки (места для духовного уединения), завий (исламские религиозные школы) и гробницы были закрыты государством.

Это решение ограничивало религиозные свободы, но оно также означало, что начался второй крупный поток произведений искусства в TIEM.

К 1926 году в музей были переданы артефакты с закрытых религиозных объектов. В 1983 году TIEM переехал во дворец Паргали Ибрагим-паша (Ибрагим-паша из Парги), также в районе Султанахмет, и работает там до сих пор.