Краткая история церкви Хора в Стамбуле

Церковь Хора, одно из красивейших построек периода Восточной Римской империи, известна своими замысловатыми и потрясающими фресками. С историей, уходящей корнями в IV век, церковь стала свидетелем многих исторических событий, которые изменили старый город на современный Стамбул.

Хотя точная дата постройки неизвестна, регион, в котором находится церковь Хора, приобрел значение как священное кладбище в IV веке. Здание церкви было частью большого монастыря Хора, входившего в состав Восточной Римской империи и посвященного Иисусу Христу. Расположенный за городскими стенами, он был назван «Хора» (что по-гречески означает «вне города»), а его полное название — Церковь Святого Искупителя на полях. Хора стояла за стенами римского императора Константина Великого в IV веке, однако, когда Феодосий II построил свои земельные стены в 413 году, церковь была включена в состав города.

Большая часть нынешнего здания восходит к эпохе между 1077 и 1081 годами, когда церковь была перестроена в форме quincunx (вписанный крест), популярного архитектурного стиля в то время. Пострадая от частичного обрушения в XII веке из-за землетрясения, церковь несколько раз перестраивалась и приняла свой нынешний вид примерно двумя веками позже. Византийский государственный деятель Теодор Метохитес наделил церковь множеством потрясающих фресок и мозаик, которые были добавлены между 1315 и 1321 годами.

Несмотря на то, что художники неизвестны, фрески считаются одними из самых красивых образцов Палеологовского Возрождения (период возобновления расцвета искусства во время династии Палеологов, последней правящей династии Византийской империи). Одна из особенностей, которая отличает церковь Хора от других церквей той эпохи, заключается в том, что изображения жизни Девы Марии расположены в хронологическом порядке с использованием апокрифических евангелий, даже тех, которых нет в канонических евангелиях.

После падения Константинополя Али-паша (великий визирь султана Беязида II) приказал превратить церковь Хора в мечеть.  Когда Томас Уиттемор и Пол Андервуд из Византийского института Америки и Центра византийских исследований Думбартон-Оукс спонсировали проект реставрации, Хора больше не использовалась как мечеть, а к 1958 году открылась как музей для публики.