Древний город Афродизиас на юго-западе Турции

Афродизиас расположен на юго-западе Турции, в плодородной долине, образованной рекой Морсинус, в древнем регионе Кария. Город состоит из двух компонентов. Первый компонент включает в себя археологические раскопки Афродизиаса, расположенные за городскими стенами, которые окружают город; а второй компонент включает мраморные карьеры, расположенные к северо-востоку от города. Афродизиас был основан как город-государство в начале 2 века до нашей эры. Ортогональная уличная сетка определяет структуру города; только несколько сооружений, таких как храм богини Афродиты, не выровнены по сетке. Поскольку город разделял пристальный интерес к богине Афродите с Суллой, Юлием Цезарем и императором Августом, у Афродизиаса установились тесные отношения с Римом. Он получил привилегированный «безналоговый» политический статус от римского сената и развил сильную художественную, скульптурную традицию в имперский период. В период римского владычества было возведено множество искусно украшенных сооружений, все из местного мрамора.

Культ Афродиты был самым важным культом Афродизиас. В святилище Афродизиаса была особая культовая статуя Афродиты, которая определяла самобытность города. Афродита из Афродизиаса сочетала в себе черты местной анатолийской архаичной богини плодородия с чертами эллинской Афродиты, богини любви и красоты. Это опознавательное изображение было найдено в Анатолии по всему Средиземноморью, от Рима до Леванта. Значение Афродиты Афродизиасской сохранялось и после официального принятия христианства империей; Храм стал церковью только в 500 году нашей эры.

Близость мраморных карьеров к городу стала главной причиной того, что Афродизиас стал выдающимся центром производства высококачественной мраморной скульптуры. Скульпторы из этого города были известны по всей Римской империи. Они были хорошо известны виртуозной портретной скульптурой и статуями богов и дионисийских фигур в эллинистическом стиле. В поздней античности (4-6 века н.э.) скульпторы-афродизианцы пользовались большим спросом на мраморные портретные бюсты и статуи императоров, правителей и философов в крупных центрах империи – например, в Сардах, Стратоникее, Лаодикии, Константинополе и Риме. В этот период они были лучшими резчиками по мраморным статуям своего времени. Используемые методы, качество местного художественного дизайна и производство передовой портретной скульптуры обеспечили Афродизиасу уникальное место в римском мире.

Другим ключевым аспектом Афродизиаса была его космополитическая социальная структура (греческая, римская, карийская, языческая, еврейская, христианская), которая в изобилии изложена в 2000 сохранившихся надписях этого места.