Большая мечеть Бурсы

Большая мечеть Бурсы (или Великая мечеть) — выдающаяся достопримечательность в центре Бурсы. С его двумя высокими минаретами и 20 куполами это здание является одним из самых впечатляющих и важных в Бурсе. Улу Джами считается пятой по значимости мечетью в исламе после мечетей в Мекке, Медине, Иерусалиме и Дамаске. Она также включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Бурсе в 2014 году.

По заказу султана Йылдырыма Баязида I Большая мечеть Бурсы была открыта в 1399 году и построена в архитектурном стиле сельджуков, состоящем как из сельджукских, так и из ранних османских элементов. 20 куполов мечети расположены в четыре ряда по пять штук и поддерживаются 12 колоннами. Такое расположение делит большое прямоугольное помещение площадью 2200 квадратных метров на секции, создавая ощущение уединения среди грандиозности здания.

К особенностям интерьера мечети относится большой мраморный фонтан для омовения, расположенный под стеклянным куполом. Стены и колонны украшены в общей сложности 192 образцами каллиграфии, написанными 41 различным каллиграфом, что делает его одной из самых важных коллекций исламской каллиграфии в мире. Двери и кафедра сделаны из искусно вырезанного орехового дерева, а на кафедре выгравирована масштабная модель Солнечной системы. К востоку от богато украшенного михрапа в стеклянной витрине выставлена многовековая дверная завеса из мекканской Каабы.

Снаружи здание выполнено из камня. Богато украшенные фонтаны расположены во внутреннем дворе перед минаретами. Два минарета кажутся идентичными, но они были построены в разное время. Западный минарет был построен как часть первоначального сооружения, в то время как восточный минарет был построен позже султаном Мехметом I в 15 веке.

Как и в случае со многими зданиями такого значения и истории, легенды возникали и пускали корни на протяжении веков. Одна из таких легенд вращается вокруг Карагёза и Хадживата, строителей, на которых основаны знаменитые персонажи теневых кукол Бурсы. Как гласит легенда, Карагёз и Хадживат имели привычку отвлекать своих коллег своими шутками и выходками. В конце концов их игривая трудовая этика задержала строительство мечети, вызвав раздражение султана и приведя к их казни.