Античные города и музеи Антальи

Античный город Родиаполис

Судя по названию, учёные считают, что расположенный на холме недалеко от деревни Сарыджасу района Кумлуджа в провинции Анталия античный Родиаполис основан родосцами. Этот город, как и Гагаи, Фаселис, Коридалла и Олимпос являлся одной из немногих родосских колоний. Феопомп утверждал, что своё название Родиаполис получил в честь дочери Мопса, которую звали Родос. Город, о существовании которого мы впервые узнали от Гекатея Милетского, достиг развития после того, как стал родосской колонией. Как и все города этого региона он являлся членом Ликийского союза.

На монетах Родиаполиса и Гагаи было указано, что эти города являлись «ликийскими». Самым знаменитым выходцем этого города был Опрамоас. Он жил во время правления императора Антонина Пия (с 138 по 161 год н.э.). Он был самым богатым человеком в Ликии и известным филантропом. Опрамоас был сыном Аполлония II. Его мать, Аристоклия, известная также как Аглаис, была из Коридаллы. У него было два брата – Гермайос и Аполлониос III. Первой должностью Опрамоаса в Ликийском союзе была должность архивариуса.

В ранний период своей деятельности он четыре раза был удостоен почётных наград. С 114 по 131 год н.э. Опрамоас был награждён бронзовой статуей, покрытой золотом иконой и золотым венком. В 131-132 годах Ликийский союз за щедрость и благотворительность, проявленную Опрамоасом, удостаивал его ежегодных наград. В Ликии почти не было городов, которым этот человек не оказывал помощь. 

За исключением каменной гробницы с надписью на ликийском языке в Родиаполисе нет руин и сооружений древнее VII века до н.э. Самыми ранними известными руинами в городе являются каменные гробницы, датируемые периодом классической античности. Если не принимать во внимание каменную гробницу и башню эллинистического периода, расположенную к северу от амфитеатра, этот город производит впечатление типичного римского города, придерживавшегося своих традиций. Тем не менее, большинство руин составляют сооружения византийского периода, многие из которых почти разрушены. Важными руинами Родиаполиса являются амфитеатр, термы, агора/стоа, себастейон, храмы, церковь, цистерны, кенотаф, некрополи и жилые дома.

Наиболее примечательной особенностью города является большое количество почти сохранившихся сооружений, построенных из мелких камней, некоторые из них сложены без раствора. Многие из этих зданий различного размера принадлежали частным лицам. В центре города расположен небольшой амфитеатр древнегреческого типа. Учёные предполагают, что он вмещал примерно 1500 человек. Театрон (зона для зрителей) этого амфитеатра почти полностью размещен на склоне холма, и обращён на юг. Он состоит из семи уровней и шести секторов, разделённых проходами. Орхестра амфитеатра имеет круглую форму и диаметр 10,5 метра. 

Верхняя часть сценического здания полностью разрушена, сохранился только первый его этаж. Проскений имеет пять дверей. Монументальная гробница, стены которой полностью заполнены 64 надписями, содержащими перечисление всех заслуг и официальных должностей Опрамоаса, расположена за сценическим зданием к юго-западу от театра. В центре города в виде целостного ансамбля находятся агора и стоа. Стоа расположена к западу от агоры и является её частью, закрытой сверху. 

На западе от верхних рядов амфитеатра располагалась церковь, от которой до наших дней дошла только привлекающая внимание апсида. Последним общественным сооружением на восточной границе города являются римские термы. Планировка этих терм типична для планировки терм-гимназий в Анатолии. Некрополь Родиаполиса расположен на востоке, юго-востоке и севере города. Самым интересным из сооружений на всей территории некрополя, большинство из которых составляют саркофаги периода римского правления, является гробница с надписью на ликийском языке.

Античный город Истлада 

Древний город Истлада с его уникальными, сохранившимися до наших дней гробницами является самым впечатляющим среди небольших городов Ликии. До деревни Капаклы можно добраться, проехав деревню Яву Кёйу, расположенную у автотрассы Демре-Каш. Далее повернуть на дорогу, ведущую на юг от развилки Давазлар Кёйу и проехать по ней 4 километра. Затем, нужно пройти десять минут по дороге мимо расположенной напротив деревенской начальной школы до известной скальной гробницы Хойран. Руины Истлады разбросаны по деревням Капаклы, Хойран и Хайытлы. Название «Истлада» было прочитано во многих надписях этого города, который разделил историческую судьбу с другими соседними городами Ликийского союза.

Судя по удивительным барельефам древнегреческой гробницы Хойран и по ликийским надписям, начало истории города можно отнести к IV веку до н.э. Руины города свидетельствуют о том, что он был заселён на протяжении ликийского, эллинистического, римского и византийского периодов. Город Истлада, как и Феллос, Аперлае, Аполлония или Исинда имеет вид небольшой, хорошо охраняемой крепости, в которой проживал удельный князь. 

Крепостные стены простираются в восточном и западном направлении от акрополя. У восточного угла крепости расположены ворота, через которые осуществлялся вход в город. На запад от ворот привлекает внимание сооружение, построенное с целью контроля над входом в город. Потребность города в воде удовлетворялась за счёт заметных местами цистерн и колодцев, в которые вода поступала посредством прорубленных в местных камнях небольших каналов. 

Истлада и расположенная в деревне Капаклы Гробница Хойран с барельефами, которую называют ещё Памятник Хойрану, занимают особое место в мире археологии. Это захоронение является примером высеченных в камне скальных гробниц, имеющих вид дома. В середине фронтона можно увидеть изображение хозяина могилы, его супруги и сына. На фризе, расположенном под очень пологим фронтоном, находятся фигуры, изображающие участвующих в церемонии. В центре хозяин гробницы, лежащей на диване, у изголовья находится его сын, жена, дочь и женщины, а в ногах стоят воины. На акротериях, один из которых отсутствует, изображены смотрящие в стороны сфинксы. Судя по высеченным надписям на ликийском языке и барельефам, эта гробница датируется IV веком до н.э. 

Восток и север Акрополя заполнены скальными гробницами, надгробными одиночными блоками, выполненными в виде стел, и саркофагами. Большинство саркофагов имеют форму типичных ликийских саркофагов с постаментами и крышками. Среди них находятся и стелы, изготовленные из местного известняка. Скальные гробницы датируются классическим античным, а саркофаги – римским периодами. Гробница с изображениями птиц, называемая «Гробницей с петухами и голубями», является одним из самых древних захоронений этого города и датируется IV веком до н. э. 

Другой удивительной достопримечательностью является расположенный перед комплексом скальных гробниц надгробный памятник в виде стелы, состоящий из одного блока, с барельефом стоящего воина. Глядя на юг с вершины, где расположены руины города, можно увидеть самый потрясающий в этом районе вид на залив Гёккайа Койу и его окрестности. Скорее всего, этот залив был портом античного города Истлада.

Музей Эльмалы 

Район Эльмалы и его окрестности находятся в 111 километрах на юго-западе от Антальи. Благодаря своему уникальному стратегическому и географическому положению, эта местность от периода неолита до наших дней непрерывно была ареной развития многих цивилизаций. Места поселений, гробницы, архитектурные находки и артефакты, обнаруженные в результате археологических исследований и раскопок, проведённых в этом регионе, свидетельствуют о наличии здесь в древности множества достаточно высоко развитых и отличающихся друг от друга культур.

В музее Эльмалы, который занимает важное место среди археологических и исторических музеев Турции, выставлено большое количество артефактов, проливающих свет на историю данного региона. 

Здание, где располагается музей, было изменено в соответствии с его потребностями. В нём создано 11 выставочных залов, в том числе три – на первом этаже и восемь – на втором. Музей, в котором в начале 2011 года под управлением Дирекции музея Анталии были завершены работы по организации экспозиций, был открыт для посетителей 13 июня того же года. В музее также есть сад, являющийся галереей под открытым небом. На первом этаже здания находятся административное помещение и расположенный слева от входа первый салон. На восьми стендах этого салона выставлены экспонаты позднего медного века, обнаруженные при раскопках в Багбаши и находки раннего бронзового периода, найденные во время раскопок в Караташ Семайук. 

На этом же этаже демонстрируются образцы погребальных урн и посуды для хранения продуктов того же периода. В специально декорированном помещении третьего салона экспонируются три глиняных сосуда для захоронения, найденные при раскопках кладбища Караташ Семайук. В первом салоне, находящемся в правом крыле второго этажа, выставлены артефакты, найденные при раскопках, проведённых в Хаджимусалар, Хёйук и Карачакыр. На других стендах демонстрируют находки, обнаруженные в ходе раскопок тумулусов Карабурун, Кызылбель и Байындара. В третьем салоне можно увидеть монеты ликийских городов и монеты времён Римской империи. В пятом салоне, расположенном в левом крыле второго этажа, демонстрируются имитации сокровищницы V века до нашей эры, обнаруженной в Эльмалы.

Этнографический Музей 

Этнографический музей Антальи, размещённый в двух особняках, датируемых XIX веком, находится в районе Муратпаша в охраняемой историко-археологической зоне Калеичи. Здания музея расположены на разных уровнях склона горы. В этих двух особняках, отражающих архитектурные особенности османского периода, именуемых как «Верхний особняк» и «Нижний особняк», расположены две концептуально различные экспозиции. В первом особняке выставлены в основном произведения турецко-исламского искусства, а во втором особняке демонстрируются комнаты, отражающие домашнюю обстановку Антальи времён Османской империи, предметы быта и архитектурные детали, используемые в том же периоде. 

На первом этаже расположенного на нижнем уровне первого особняка экспонируются произведения турецко-исламского искусства, состоящие из артефактов, привезённых из здания амфитеатра Аспендоса, которое в сельджукский период было преобразовано в зимний дворец. Эти экспонаты состоят из керамических декоративных плиток, керамики османского периода, керамических изделий, произведённых в Изнике, Кютахье и Чанаккале с XVI века по XX век, стеклянных керосиновых ламп, кувшинов для щербета, ваз для тюльпанов и роз. На том же этаже находится еще одна секция, где выставлены артефакты, обнаруженные в ходе раскопок, проведенных в районе Калеичи. 

На втором этаже находится выставка оружия периода Османской империи, такого, как стрелы, луки, кольца для стрельбы из лука, мечи, капсульные и ударно-кремнёвые пистолеты и винтовки, пороховницы и маслёнки, медали и ордена, печати, кобуры, исламские обереги и карманные часы. На этом этаже также представлены примеры каллиграфии, такие как хильи и дипломы.

Чтобы из первого особняка попасть в расположенный уровнем выше второй, нужно из сада подняться по лестнице. Оба особняка одним из своих фасадов обращены на улицу, а другим в сад. 

Первый этаж второго особняка занимает выставка, на которой можно увидеть деревянный потолок, двери, створки окон, дверные ручки-кольца, ключи, сумки, мешки, веретёна, половики и музыкальные инструменты периода Османской империи. Кроме того, на этом этаже также находится экспозиция, отражающая небольшую кухню Антальи османского периода, ковры, свойственные этому региону, ткацкие станки и различные образцы народного ткачества. 

На втором этаже особняка можно увидеть комнаты, в которых показан домашний быт района Калеичи османского периода. Там находятся гостевая комната, где принимали гостей, жилая комната, которая использовалась и для приёма пищи, спальня и ванная. На этом этаже также выставлены примеры костюма и одежды, кофейные принадлежности, отражающие оттоманскую культуру.

В саду особняка отдельно демонстрируются таблички с надписями сельджукского периода. Другими экспонатами, выставленными в саду, являются надписи, надгробия, пушки и пушечные ядра периода Османской империи.

Античный город Гамаксия

Этот античный город, расположенный в 12 километрах к северо-западу от Аланьи, в деревне Эликесик, входил в состав городов Памфилии. В народе он известен как «Синеккалеси». Древний географ Страбон упоминает, что в местности, прилегающей к этому городу, произрастало много кедровых деревьев, древесина которых использовалась в кораблестроении, а также, что Марк Антоний подарил этот регион Клеопатре. Руины этого города и найденные в нём надписи свидетельствуют о том, что он был заселён с эллинистических времён до конца византийского периода. 

Большинство этих надписей были сделаны в честь известных, проживающих в Гамаксии семей. Немногие из надписей содержат сведения о зданиях города. Из сооружений этого города до наших дней сохранились площадки поклонения Гермесу и Серапису, башня эллинистического периода, находящиеся на востоке от неё две экседры, ещё одна экседра на севере города, термы, большие и малые гробницы на территории некрополя и крепостные стены. 

Эти стены, окружающие город, сохранились, особенно их северная и западная части. Акрополь города расположен за крепостными стенами с севера и запада от них. На его территории на ряду с большими и малыми гробницами находятся погребальные урны и их части. Большинство из них выставлены в археологическом музее Аланьи. Известно, что в 100-200 годах н.э. в городе проживала небогатая и немногочисленная группа людей, имеющая отношение к Керакесиону (Аланья).

 Античный город Колибрассос 

Античный город Колибрассос расположен примерно в 30 километрах к северо-востоку от Аланьи, в границах деревни Байыркозагаджи недалеко от посёлка Гюзельбаг. Центр этого города расположен в ущелье. Турецкий археолог и оператор Азиз Альбек определяет этот древний город как поселение со следами эллинистического периода на востоке Писидии и западе Киликии. Существуют письменные источники, указывающие на то, этот город был заселён до средневековья.

Из двух храмов, находящихся друг от друга на расстоянии 70-80 метров, тот, что расположен на западе, сохранился почти до крыши. Доступ к зданиям в центре города осуществлялся по лестницам, высеченным в скале. Эти лестницы доходят до входных ворот в крепостной стене. На некрополе, расположенном в юго-западной части города, находятся много саркофагов и скальная гробница. В эту скальную гробницу с монументальным фасадом ведёт лестница, состоящая из 18 ступеней. Погребальная камера состоит из одного помещения, верхняя часть входа которого высечена в камне в виде пологой арки. Внутри комната украшена изображением головы медузы, а обе стороны арки входа украшают изображения орлов. 

Жилая часть на востоке города простирается до вершины горы Кандильджик. Надпись на крепостной стене, в этом месте города сообщает, что здесь была размещена воинская часть.

Античный город Этенна 

Античный город Этенна, находится в посёлке Сырткёй района Манавгат провинции Анталья. Этот город основан в 31 километре от Манавгата на высоте 900 метров. Наибольшее внимание среди расположенных в сосновом бору руин города привлекают окружающие его крепостные стены. Эти руины по сравнению с другими прибрежными античными поселениями имеют особенности скорее не памфилийских, а писидийских городов. Акрополь этого города был назван местными жителями «Дедекалеси». Важные сооружения этого города состоят из героона, базилики, агоры, церкви, терм, скальных гробниц и цистерн. Информации об истории города немного, но считается, что он имеет ту же историю и судьбу, что и другие античные города в его окрестностях. Среди городов Писидии Этенна была вторым после Сельге городом, начавшим чеканить свои монеты. Этот античный город можно посетить бесплатно без ограничений в любое время года. У туристов есть возможность совершить в нём и его окрестностях пешие прогулки.

Музей обитель Мевлеви

Музей обитель Мевлеви находится в историческом архитектурном комплексе, состоящем из обители Мевлеви, хаммама, тюрбе (гробницы-мавзолея) Зенджикыран Мехмеда Бейа и тюрбе Нигяр Хатун. 

Здание обители Мевлеви расположено на довольно высокой террасе среди других сооружений, одним из которых является минарет Ивли. Это двухэтажное кирпичное здание прямоугольной планировки размером 13,45 x 32,22 метра. В его основное помещение можно войти через арочный вход. На востоке этого помещения находится айван, покрытый стрельчатым сводом, на северо-востоке – одна, на севере – две, на западе – три комнаты с полуциркульными сводами. Как полагают, в этих комнатах проживали дервиши, останавливавшиеся в обители Мевлеви. Есть сведения, что это сооружение было построено как обитель Мевлеви или здание для тариката в период сельджукского правления. В источнике XIX века есть ссылки на то, что оно в период османского правления с начала XVI века использовалось в качестве обители Мевлеви, основателем и учредителем которой был Шехзаде Коркут. В XVII веке, когда это здание увидел Эвлия Челеби, оно также использовалось как обитель Мевлеви.

Нет точных сведений о том, когда было построено здание хаммама, также известное под такими названиями, как «Хаммам Мевлевихане», «Хаммам минарета Ивли» и «Хаммам Кюллийеси минарета Ивли». Это здание размером 8,5 x 11 метров имеет прямоугольную планировку. Есть мнение, что план, размер и расположение этого хаммама были разработаны не для приёма многочисленных групп, а скорее всего, он был предназначен для частного использования. Существует точка зрения, что он был построен в первой четверти ХIII века как «дворцовый хаммам». Но, как известно, в период правления Османской империи с начала XVI века он действовал как хаммам обители Мевлеви.

Нигяр Хатун была матерью Фатмы Султан и жившего между 1450 и 1503 годами Шехзаде Коркуда, сына Байезида II. Известно, что она прибыла в Анталию вместе с сыном, когда Шехзаде Коркуд был переведён из Манисы в бейлик Санджак. В тот же год она скончалась и была похоронена в Анталии. Это сооружение построено из каменных блоков правильной формы с использованием кирпича и необработанного камня. Местами строители использовали мраморные плиты, ранее использованные в других сооружениях византийского и эллинистического периодов. Понятно, что строительство тюрбе Нигяр Хатун, стилистически напоминающее тюрбе сельджукского периода, могло быть осуществлено в период правления Османской империи не раньше XV века, хотя окончательно дату возведения этого здания определить не удалось.

Тюрбе Зенджикыран Мехмеда Бейа возведено из хорошо обработанных небольших каменных блоков на квадратном постаменте. Здание имеет форму восьмигранной призмы с куполом в виде восьмигранной пирамиды. Три каменных саркофага, по форме напоминающих гробы, находятся внутри помещения. Считается, что ранее они были покрыты керамической плиткой. В мраморной надписи на дверях сообщается, что это здание в конце декабря 1377 года для покойного сына Али было построено Мухаммедом, сыном Махмуда, являвшегося сыном Юнус Бею.

Античный город Теймиусса (Тристомон)

До места Учагыз Кёйу, где расположен античный город Теймиусса, можно доехать по автотрассе Каш-Демре, свернув на 20-м километре на дорогу, ведущую на юг. Руины города находятся на востоке деревни. Из найденной в этом древнем поселении надписи известно, что Теймиусса с точки зрения административного управления была не самостоятельным городом, а скорее всего являлась деревней. Надписи на гробницах содержат сведения о том, что штрафы за насилие платились в городах Мира и Кианеае. А этот факт указывает на то, что Теймиусса была морским поселением, связанным с этими городами. Прямо на берегу расположена небольшая крепость, стены которой выложены из ровных, слегка выпуклых каменных блоков. Возможно, что площадь крепости в византийский период была увеличена до размеров поселения. 

На границе Теймиуссы и Тибериссуса расположен акрополь, обнесённый выложенной из таких же ровных, слегка выпуклых каменных блоков крепостной стеной. Возможно, при строительстве эти стены задумывались как последний оплот в случае нападения. Если пройти на восток от пристани, недалеко от берега можно увидеть две скальные гробницы, вход в которые разрушен. На правой стороне расположенной на востоке гробницы находится изображение стоящего юноши или мальчика. 

Над входом гробницы имеется надпись на ликийском языке, сообщающая о том, что хозяина захоронения звали Клюваними. К востоку от этой гробницы вокруг канала, русло которого выложено из обработанного камня, расположено много саркофагов эллинистического и римского периодов. На северном конце этого канала находится здание раннего византийского периода. Учёным не известно, с какой целью оно использовалось.