Античные города Антальи

Древний город Патара — Анталья

Где находится древний город Патара?

Античный город Патара, являвшийся одним из самых важных и древних городов Ликии, расположен в юго-западной части   Ксанфской (Xanthos) долины  между Фетхие и Калканом  в сегодняшней деревне Овагелемиш.  Этот город,  раскопки в котором с 1988 года ведутся профессором Средиземноморского университета Фахри Ышыком и его командой, наряду с  археологической и исторической ценностью имеет особое значение,  потому  что обладает одним из уникальных   побережий, на котором  миллионы лет откладывают яйца и размножаются средиземноморские черепахи каретты (Caretta-Caretta).

История Античного города Патара

Название этого  города упоминается  в хеттских текстах XIII века до н. э. как «Патар».  Датируемые средним бронзовым веком осколки керамики, найденные  в Акрополе на возвышенности  Тепеджик,  и каменный топор, датируемый периодом до  железного века, обнаруженный у подножия восточного склона в той же местности, указывают на то, какой древней является  история  Патары.   Так как в    Ксанфской долине это было единственным местом для выхода в море , Патара на протяжении всей своей истории  оставалась важным городом.  В надписях и  на монетах этот город на ликийском  языке назывался «Патара».

В III веке до н. э., когда    Птолемей был правителем этого района, Патара стала ведущим городом Ликии. В первых годах II века до н. э., с началом правления династии ликийских царей Селевкидов, Патара вполне считалась  столицей Ликии. В  167 и 168 годах до н. э.,  добившись  автономии от  Рима и  независимости от  Родоса, этот город становится  официальной столицей Ликийского союза.

Этому историческому процессу соответствуют монументальные сооружения, такие как здание парламента  и амфитеатр, построенные в столице  в эллинистический период. Попав под правление Римской империи, Патара  не утратила своего значения, став судебно-правовым центром римских провинций  и военно-морской базой,   соединяющей Рим с   его восточными районами. Ликия стала провинцией Римской империи в 43 г. н. э., а в 74 году, когда  Ликия и Памфилия были объединены в одну провинцию, Патара стала её столицей.

Патара, известная тем, что в ней располагалось важное в греческом мире святилище Аполлона с оракулом, была ещё и  портом, где  собиралось и хранилось  зерно, отправляемое из Анатолии в Рим. Город, сохранявший своё значение и  в византийский период, стал важным  христианским центром. Святой Николай, которого называют «Санта Клаус»,  был жителем  Патары. А апостол Павел,  отправляясь в Рим, сел на корабль в этом городе. Доказательством того, что в этот период город имел большое значение, является и то, что на проходившем в 325 году под председательством императора Константина  первом Никейском соборе единственным обладавшим правом подписи от Ликии был Патарский епископ Евдем. Этот город,  не терявший  высокого статуса на протяжении всего средневековья, и  с приходом турок оставался важным  центром.

Вход на руины этого города  оформлен  великолепной и хорошо сохранившейся  римской триумфальной аркой. Из надписей следует, что она была построена в честь главы провинции  в 100 году нашей эры. На склонах холма к западу от триумфальной арки находится кладбище с  саркофагами в ликийском стиле.

Надписи сообщают, что амфитеатр, находящийся в самом южном конце города, на склоне холма   Куршунлу Тепе, был восстановлен в 147 г. н. э. после землетрясения. Холм Куршунлу Тепе,  является уголком, откуда открывается самый красивый  вид на весь город. Отсюда отлично видны остальные  руины города; термы Веспасиана, храм, построенный в коринфском стиле, главная улица, порт и склад зерновых. Зернохранилище (лат. granarium), находящееся за болотом к северо-западу от холма, является одним из монументальных сооружений Патары, сохранившимся до наших дней  и построенным императором Адрианом и его женой Сабиной во II веке нашей эры.

К северу от амфитеатра находится здание парламента столицы Патары, где  проводились собрания Ликийского союза. Вода в  город подавалась  со скалы на склоне горы Кызылтепе, расположенной недалеко от деревни Исламлар, примерно в 20 километрах к северо-востоку от города. Фрагмент акведука  под названием «Делик Кемер», находящийся   между источником и городом к северу от пристани Фирназ, является самой монументальной частью этого сооружения.

Как добраться до Патары?

До Патары можно добраться  из Каша и Калкана на маршрутных автобусах.

Время посещения античного города Патара в летний период (с 15 апреля по 2 октября):  с 08:30 до 19:30

Время посещения античного города Патара в зимний период ( с 3 октября по 14 апреля) :  с 08:30 до 17:00

Выходные дни музея под открытым небом «Патара» : закрыт для посетителей до обеда каждый первый день религиозных праздников.

Источник: Веб-сайт Управления музеями Анталии, Анталья

Тип экскурсии: туристическое посещение античного города

Вид экскурсии: культурный туризм

Как добраться:  из Каша и Калкана на маршрутных автобусах.

Адрес: Patara Antik Kenti, Kaş, Kalkan, Antalya

 

Античный город Сиде — Анталья

Сиде в античный период был самым важным портовым городом  Памфилии. Он был основан на полуострове  шириной 350 — 400 метров, расположенном в 80 километрах к востоку от Анталии , в 7 километрах  к юго-западу  от Манавгата.

В  VII до н. э. Сиде уже  был центром поселения. В VI веке до н. э. как и вся Памфилия, этот город вошёл в Лидийское царство. После его падения в 547/546 годах до н .э.  он был завоёван Персами. Город, в какой-то степени сохранявший свою свободу в этот период, чеканил свои монеты.  Во время анатолийского похода Александра Македонского (334 г. до н.э.) Сиде, открывший свои ворота царю Македонии без какого-либо сопротивления, со временем стал одним из крупнейших центров чеканки его монет.

После  смерти Александра, Сиде, постоянно менявший управление между царствами эллинистического периода,   в III веке до н. э. находился сначала под властью Птолемея, а с 215 по 189 год — под управлением Селевкидов. Этот город, имевший самые дружеские отношения с Антиохом III, поддерживал Пергамское, Родосское и  Сирийское царства. Флот Сиде принимал участие в войне  Селевкидов против Римской империи.

После этой войны, когда Селевкиды потерпели поражение, по Апамейскому договору, заключённому в 188 году до н. э., Памфилия и Сиде были присоединены к Пергамскому царству. Тем не менее, этот город  через некоторое время восстановил независимость и пережил один из самых ярких периодов в своей истории.

В 138 г. до н. э. Взошедший на сирийский трон Антиох VII, позже получивший прозвище «Сидет», в молодости для получения образования  был отправлен в Сиде, что является свидетельством того, что этот город был важным культурным центром Восточного Средиземноморья.  Но этот период  процветания города длился недолго. В I веке  до н. э. пиратство, начавшееся в Писидии и горных районах Кликии, перекинулось и  на Памфилию , а следовательно, и на Сиде.   Сидетцы не смогли  справиться с пиратами и  были   вынуждены открыть для них свои порты и рынки.

Наконец, в 78 г. до н. э., когда римский консул  Публий Сервилий очистил район от пиратов, Сиде  и Памфилия,  как и  остальные города, были присоединены к Римской Империи.  После 25 г. до н. э.  император Август сделал регион Памфилии  провинцией,  управляемой подчинённым  непосредственно ему наместником.  После этого  Сиде  стал одним из городов  римской провинции. Сиде во II и III веках н. э. переживающий  период расцвета, в IV веке выглядел как  беднеющий христианский город.

В V и VI веке Сиде, переживающий свой третий и последний период расцвета, был столицей метрополии   восточной Памфилии. О городе, который в X и XI веках был сильно ослаблен арабскими набегами, в книге византийского императора Константина VII Багрянородного (913-959) “De Thematibus’’ («О фемах») упоминается как о «пиратском гнезде».    Арабский географ Муха́ммад аль-Идри́си (около 1150 года), называя Сиде «Сгоревшая Анталья» сообщает, что жители его переселились в расположенную в двух днях пути «Новую Анталию».

На  руинах  древнего города,  который был известен  как  центр  торговли и порт,  в начале ХХ века критскими иммигрантами  была основана деревня Селимие.  Сиде,  построенный на полуострове, как и другие города Памфилии , расположен вдоль монументальной улицы, начинающейся от главных ворот города.

Центральная  улица, начинаясь с «главных  ворот» на северо-востоке, не считая  отворота  перед амфитеатром, пролегающая в виде почти прямой линии вдоль полуострова, заканчивается большой площадью возле храмов. Вторая по величине улица города простирается от «главных ворот» на юг города. Обе улицы окружены колоннами, по обе стороны портики на колоннах с коринфскими капителями, а за ними ряд магазинов.

Время посещения античного города Сиде в летний период (с 15 апреля по 2 октября):  с 08:30 до 19:30

Время посещения античного города Сиде в зимний период ( с 3 октября по 14 апреля) :  с 08:30 до 17:30

Выходные дни музея под открытым небом «Сиде» : каждый день открыт для посещения.

Стоимость входного билета: Бесплатно

Источник: Сиде, Анталья со вчерашнего дня до сегодня (том II), Управление культуры и туризма провинции Анталья (2012)

Тип экскурсии: посещение античного города

Вид экскурсии: культурный туризм

Как добраться:  До Сиде можно доехать на автобусе.

Адрес: Side, Antalya

 

Аспендос — Анталья

Аспендос, расположенный на 2-м километре дороги, поворачивающей на север с 44-го километра шоссе Анталья — Аланья, славится своим лучше всего сохранившимся  не только в Анатолии, но и во всем средиземноморском мире амфитеатром римской эпохи. Город был основан  на равнине холма, недалеко от одной из крупнейших рек региона Кёпрючай (в античности Эвримедон). В наши дни наиболее посещаемыми местами Аспендоса, обязанного своим развитием возможностью выхода в море и прилегающим к реке плодородным землям,  являются амфитеатр и акведуки. Руины других зданий, принадлежавших городу, расположены на равнине возвышенности, на которую опирается амфитеатр.

Историки упоминают  о   победе греков в битве между греками и персами в 467 г. до н. э.,  известной как битва при Эвримедонте, которая  произошла недалеко от реки, протекающей рядом с городом.   Хотя Аспендос и  пытался мошенническим образом сопротивляться Александру Македонскому, в конце концов был вынужден согласиться с данью  золотом и знаменитыми, выращенными в городе лошадьми. Несомненно, самого большого расцвета город, который после смерти Александра Македонского находился под властью Птолемея, достиг в период Римской империи, когда были возведены амфитеатр и построены акведуки.

Сегодня,  как с точки зрения архитектурных особенностей, так и точки зрения сохранности, амфитеатр Аспендоса  является одним из самых выдающихся амфитеатров периода Римской империи. Сооружение, посвященное  богам и императорам  того периода, демонстрирует последние достижения  архитектуры и техники строительства  амфитеатров древнего Рима. Амфитеатр  Аспендос, являясь одним  из великолепнейших строений  своей эпохи, вмещал  от 15 000 до 20 000 человек.

Этот амфитеатр  был построен архитектором Зеноном, сыном Теодора,   во  время правления императора Марка Аврелия (161-180 гг. н. э.).  Надписи  у входа на латинском и греческом языках рассказывают, что амфитеатр был построен по заказу двух братьев, бывших богатыми жителями этого города —  Куртиуса Криспиниуса и Куртиуса Ауспикатуса. Помимо амфитеатра, самым важным для посещения объектом города является акведук.  Водопровод  Аспендоса — один из лучших примеров древних  систем водоснабжения, сохранившихся до наших дней.

Он состоит из арочного моста, протянувшегося с севера на  юг  примерно  на 1 километр, и двух, расположенных на его концах водонапорных башен.

Изначально вода для города собиралась в  высеченные  в скале грушевидные цистерны, которые местами  можно увидеть на холме. Наряду  с реконструкцией всех  сооружений, проводимой во II и III  веках, удалось наладить более регулярную поставку воды. Необходимо  увидеть и расположенные на местами окруженном стенами холме, на который опирается амфитеатр, агору, базилику, монументальный фонтан,  здание парламента с колонной Победы, улицу и древнегреческий храм.

Тот факт,  что такой небольшой город чеканил самые ходовые в Средиземноморье монеты и имел такую монументальную архитектуру, можно объяснить  экономическими причинами. Самым важным экспортным продуктом, поддерживавшим экономику города, была соль, добываемая из соседнего озера Каприя, которое сейчас осушили и на его  месте  выращивают хлопок. Соль, которую наряду с другими экспортными продуктами  отправляли  на другие средиземноморские рынки  по подходящей для транспортировки реке, была самым важным источником доходов города.

Другими  экспортными сельскохозяйственными продуктами города были  виноград, вино, оливки, оливковое масло,  зерно и свежие фрукты. Историки пишут, что лошади, которых разводили в Аспендосе, являлись самыми востребованными во всем ближневосточном и средиземноморском мире. Аспендос был  одним из городов, которые  продолжили существование в периоды Византийской  и Сельджукской империй.  В знаменитом амфитеатре можно увидеть следы ремонта периода  Сельджуков: особенно  пристройку  монументального  входа  в середине фасада и  украшенную темно-красным зигзагом штукатурку на нём.

В здании сцены, переоборудованном в караван-сарай, останавливались Сельджукские султаны, и самой важной  причиной  его сохранности  по сей день считают  проведённый ими ремонт.  В  1930 году Мустафа Кемаль Ататюрк посетил это место и дал директивы по его «ремонту и использованию».

Время посещения античного города Аспендос в летний период (с 15 апреля по 2 октября):  с 08:30 до 19:30

Время посещения античного города Аспендос в зимний период ( с 3 октября по 14 апреля) :  с 08:30 до 17:30

Выходные дни музея под открытым небом «Аспендос» : закрыт для посетителей до обеда каждый первый день религиозных праздников.

Источник: «Аспендос» , Анталья со вчерашнего дня до сегодня (том II), Управление культуры и туризма провинции Анталья (2012)

Тип экскурсии: посещение античного города

Вид экскурсии: культурный туризм

Как добраться: до Аспендоса можно добраться  из Серика  на маршрутных автобусах.

Адрес: Aspendos Örenyeri — Serik – ANTALYA

 

Античный город Мира — Анталья

Расположенный в  центре и вокруг сегодняшнего района  Демре античный город Мира был основан  на равнине с одноименным названием. Город  имел удобный  выход в море благодаря отходящему  на запад  от реки Мирос (Демре Чайы) каналу. Морские  перевозки и торговля в регионе осуществлялись через порт Андриаке (Чайагазы), расположенный по другую сторону канала. Античный город Мира славится своими ликийскими каменными гробницами, римским амфитеатром и византийской церковью Святого Николая (Санта-Клауса).

Каменные гробницы, ликийские надписи и монеты указывают на то, что Мира существовала по меньшей мере с V века до нашей эры.

По словам Страбона, Мира являлась одним из шести крупнейших городов Ликийского союза и в ликийских надписях упоминалась как «Myrrh».

II век н. э. для  Миры стал этапом  наибольшего развития. В городе, который был столицей Ликийского союза, с помощью состоятельных ликийцев были построены и отремонтированы многие сооружения. В византийский период Мира была одним из ведущих городов, как с точки зрения религии, так и с точки зрения административного управления. В наше время своей известностью город обязан своему жившему в IV веке  и после смерти возведённому в ранг святого епископу  Николаю (Санта-Клаус), в честь которого была построена церковь.

Начиная с VII  века Мира,   как по причинам землетрясений, наводнений,  наносимых рекой Демре Чай аллювиев, так и  из-за арабских набегов теряла своё значение и в XII веке превратилась в деревню. Дошедшие до наших дней руины города состоят из расположенного на южном склоне акрополя амфитеатра и каменных гробниц по обе стороны от него. Согласно проведённым  исследованиям, кроме достаточно хорошо сохранившихся крепостных  стен периода Римской империи на вершине и в окрестности акрополя можно встретить крепостные стены, датируемые эллинистическим периодом, и даже периодом V века до н. э.

Хорошо сохранившиеся зрительские ряды и  здание сцены расположенного на южном склоне акрополя амфитеатра имеют все  особенности  амфитеатра римского периода. Здание сцены уцелело до половины  второго этажа. Прямо по обе стороны от амфитеатра, расположены каменные гробницы, некоторые из них украшены  барельефами.

Гробницы  на кладбище Миры, украшенные  барельефами с изображением мертвых и их родственников, являются одним из самых интересных примеров  адаптации   ликийской  деревянной  архитектуры к каменному зодчеству.  Многие каменные саркофаги  с барельефами или надписями  построены в ряд или друг над другом  на южной стороне скалы.  Руины  терм, расположенных  слева от дороги, ведущей  от амфитеатра к центру города, являются  ранними и интересными примерами кирпичной архитектуры времён Римской империи.

Потребности города в воде удовлетворялись при помощи каналов, прорубленных в скалах  на краю долины,  по которой  течет река Демре Чайы. Мира, упоминаемая как «самый великолепный город» была одним из шести обладавших правом трёх голосов городов Ликийского союза, что свидетельствует о том, насколько важным был этот город.

Особо примечательно  то,  что наряду с монетами Ликийского союза Мира чеканила и свои монеты с изображением главной богини города Артемиды в форме самой древней анатолийской богини Кибелы.

Большие значение этот бывший в V веке нашей эры столицей ликийского государства город имеет и для христианства. Согласно преданию, в его  гавани перед своим отправлением в Рим пристал к берегу апостол Павел.

Время посещения античного города Мира в летний период (с 15 апреля по 2 октября):  с 08:30 до 19:30

Время посещения античного города Мира в зимний период ( с 3 октября по 14 апреля) :  с 08:30 до 17:30

Выходные дни музея под открытым небом «Мира» : закрыт для посетителей до обеда каждый первый день религиозных праздников.

Источник: «Мира» , Анталья со вчерашнего дня до сегодня (том II), Управление культуры и туризма провинции Анталья (2012)

Тип экскурсии: посещение античного города

Вид экскурсии: культурный туризм

Как добраться:   на автобусе Анталья — Демре. После прибытия в Демре до Миры можно добраться на частном транспорте.

Адрес: Myra Örenyeri, Demre / Antalya

Телефон: +90 (242)-238-56-88 Faks: +90 (242)-238-56-87

Веб  адрес: http://www.antalyamuzesi.gov.tr/tr/myra-orenyeri

Эл. почта: nfo@antalyamuzesi.gov.tr

 

Фаселис  — Анталья

Древний город Фаселис , как говорят, был основан родезийскими колонистами в VII веке до н. э. на небольшом полуострове, омываемом Средиземным морем. В легенде об основании говорится о том, что прибывшие колонисты предложили местному населению на выбор сушёную рыбу или кукурузу, а местные жители выбрали рыбу.  Этот город  имел три порта, один на севере полуострова, другой на северо-востоке,  а третий находился на юго-западном побережье. Географическое  положение Фаселиса указывает на то, что он являлся важным портовым городом. Порты, городские площади и изображения кораблей на городских монетах свидетельствуют об этом.

В различных источниках упоминается, что Фаселис был то ликийским,  то памфилийским городом. На самом деле,  он расположен на границе этих двух регионов.


В V веке до н. э. этот город был под  владением Персов, в IV веке до н. э. он перешел под управление сатрапа Карии Мавсола и, наконец, его правителем стал царь Лимиры  Перикл. Одной из самых ярких страниц истории города стал день, когда его жители в 333 году до н. э., преподнеся  золотую корону,  встречали Александра Македонского. Фаселис, после Александра Македонского  много раз переходивший  из рук в руки, в 167 году до н. э. вошел в Ликийский союз и начал чеканить его монеты.

На   протяжении некоторого времени этот  город  с  соседним  Олимпосом  подвергались пиратским набегам. После чего он в 43 г. до н. э. попал под управление  Римской империи,  что послужило началом реконструкции и продолжавшегося  более чем 300 лет периода   процветания  этого города. В 129 году император Адриан посещает Фаселис. В память об этом визите у входа на главную улицу, которая начиналась у южного порта, была возведена триумфальная арка.

Период  V и VI веков для Фаселиса,  находящегося под властью Византийской империи, был временем наивысшего процветания. В  451 году он стал одним из городов, которые участвовали  в Халкидонском соборе. После арабских нашествий, произошедших  в VII веке, в VIII веке начался  новый период расцвета. Но  после сельджукской осады 1158 года, землетрясений,    и утраты портом Фаселиса  своей важности, этот потерявший своё значение город  с начала XIII века был полностью заброшен.  До наших дней в основном  дошли  руины  римского  и византийского периодов.

Они расположены в ряд по обе стороны от главной улицы,  которая образует главную ось города и соединяет северный и  южный порты. Она, расширяясь между агорой и амфитеатром, переходит в небольшую площадь.  Лестница в юго-восточном углу площади ведёт  к  акрополю и амфитеатру, который   является типичным  небольшим амфитеатром эллинистического периода.

Если посмотреть на руины, то видно, что  часть крепостной стены,  защищавшей город в поздний византийский период, являлась стеной здания сцены, построенного в период Римской империи.

Справа от поворота у входа можно увидеть  старинные городские стены (III  век до н. э.) и остатки фундамента, на котором могли бы стоять  храм или монументальная гробница.  На склоне за северным портом  располагалось  городское кладбище.

Наиболее монументальным сооружением, дошедшим до наших дней,  являются акведуки. Вода, необходимая городу, доставлялась  из источника с вершины расположенного  к северу от него холма. В городе было три агоры: одна из них находилась напротив амфитеатра, а две другие располагались справа от главной улицы, ведущей к южному порту. На агоре, что  напротив амфитеатра, находятся руины небольшой базилики византийского периода. Двумя другими важными  руинами города  являются  большая и маленькая термы, расположенные на  городской площади. Руины маленькой термы дают нам возможность составить представление о системе отопления римских бань. Историки сообщают,  что главным божеством города была  Афина, богиня войны и мудрости. На сегодняшний день считается, что до сих пор не найденные храм Афины  и другие важные сооружения находятся  на  покрытой лесом вершине акрополя.

Время посещения античного города Фаселис в летний период (с 15 апреля по 2 октября):  с 08:30 до 19:30

Время посещения античного города Фаселис в зимний период ( с 3 октября по 14 апреля) :  с 08:30 до 17:30

Выходные дни музея под открытым небом «Фаселис» : закрыт для посетителей до обеда каждый первый день религиозных праздников.

Источник: «Фаселис» , Анталья со вчерашнего дня до сегодня (том II), Управление культуры и туризма провинции Анталья (2012)

Тип экскурсии: музей под открытым небом

Вид экскурсии: культурный туризм

Как добраться:  из Анталии доехать можно на автобусах, следующих в  Текирова, Кемер.

Адрес: Kemer İlçesi, Tekirova Beldesi

 

Термессос – Анталья

Античный город Термессос расположен  в упоминаемой как «Милиада»   юго-восточной части Писидии, в долине между вершинами горы Солимос,  которая сегодня называется  «Gulluk». Термессос является важным античным городом, основанным произошедшим от лувийцев,  одним  из старейших народов Анатолии —  солимами.  Одни  из самых  впечатляющих  руины этого города  находятся под охраной   в лесной зоне национального парка с таким же названием. Сюда можно добраться,  повернув налево на 24 — ом километре шоссе Анталья-Коркутели, и  поднявшись вверх по специальной дороге.

Выходом города на историческую сцену  стало время, когда   в 333  г. до н. э. войско Александра Македонского окружило Термессос, а его жители,  усиленно обороняясь, выдержали осаду и  не сдали город. После смерти Александра Македонского  город был захвачен Птолемеями.  В 189 году до н. э. жители Термессоса захватили город Исинда. Однако, после обращения пострадавшей стороны к римским властям, консул Гней Манлий Вульсон, командовавший в то время войсками в Малой Азии, наказал город. Вероятнее всего, что в это же время город  находился в состоянии войны с Ликийским союзом.  В 71 году до н. э. Римский сенат принял и утвердил права находящегося с  Римом в «дружбе и союзе» Термессоса на собственное законодательство и независимость.

Известно, что с 36 по 25 год до н. э. Термессосом, как и другими городами Писидии, управлял  Аминта Галатский .  Фактом, подтверждающим,  что во время  Римской империи город сохранял свою независимость, является то, что он чеканил свои монеты. Нам ничего не известно о состоянии города в византийский и более поздние  периоды. Очевидно,  после того как город был покинут,  он не стал свидетелем новых поселений.    Если не учитывать естественные и принесённые землетрясениями разрушения, его  можно считать одним их наиболее хорошо сохранившихся античных городов.

Руины города   начинаются от стен эллинистического периода, находящихся недалеко от местечка Йениджекахве, расположенного на шоссе Анталья-Коркутели,  и продолжаются до вершины горы Гюллюк Дагы. Если подниматься по тропинке, ведущей от автостоянки к городу, можно увидеть ступени и монументальный вход в храм, созданный в ионическом  стиле императором Адрианом.

Если продолжать подниматься на юг от площадки, ниже которой  расположены городские стены и источник воды, можно достичь  гимназии.  К юго-западу  от  её  состоявшего из множества комнат и салона здания находится улица с колоннами, за которой располагались магазины. Поблизости  все еще можно увидеть каналы, демонстрирующие совершенство канализационной сети. Поднявшись    на плато, слева от  тропы, ведущей к смотровой площадке,  вы достигните района, где находится множество официальных сооружений города.

Первая  развалина на плато находится на территории  агоры.  Портик  с западной стороны   построен  в дорийском стиле во времена Аттала II  (159–138 гг. до н. э.).  К востоку от агоры на склоне холма  расположился амфитеатр,  из которого открывается вид на Анталийский залив. На расстоянии около 100 метров к юго-западу от амфитеатра находится  здание парламента, которое, кроме крыши, сохранилось почти полностью.

А к востоку от агоры на ровной площадке находятся пять связанных между собой, уникальных с точки зрения глубины и ширины цистерн. На юго-западе города находятся руины удивительно красивой виллы в римском стиле под названием «Дом основателя».  Здание, достигающее высоты шести метров, фасад которого выполнен в  дорийском стиле, получило название «Дом основателя» исходя из надписи,  расположенной слева от  двери.

В Термессосе  много храмов и  территории его кладбищ очень обширны. Типы и украшения  гробниц отличаются разнообразием. Одна из них — гробница Алкеты, важнейшего  из полководцев Александра Македонского (319 г. до н. э.), как и другие,   важна для того, чтобы пролить свет на историю города.  Наряду с гробницами довольно большую площадь кладбища занимают саркофаги с украшениями в виде щитов, изображающих военные сцены. Самая удивительная  находка Термессоса – «Саркофаг собаки» находится в зале саркофагов музея Анталии.  Отдельный интерес вызывает уникальная поэтическая надпись, сочинённая хозяином в честь собаки по имени Стефанос.

Время посещения античного города Термессос в летний период (с 15 апреля по 2 октября):  с 08:30 до 19:30

Время посещения античного города Термессос в зимний период ( с 3 октября по 14 апреля) :  с 08:30 до 17:30

Выходные дни античного города Термессос: открыт для посещения каждый день.

Источник: «Термессос» , Анталья со вчерашнего дня до сегодня (том II), Управление культуры и туризма провинции Анталья (2012)

Тип экскурсии: посещение античного города

Вид экскурсии:  природный и культурный туризм

Как добраться: на маршрутном такси, едущем от автовокзала  Анталии в Коркутэли  до развилки, дальше на такси или частном транспорте.

Адрес: Myra Örenyeri, Demre / Antalya

 

Олимпос – Анталья

Вторым после Фаселиса крупным портовым городом на южных берегах  Анталии был Олимпос. Своё название этот город получил благодаря древнегреческому названию вершины Тахталыдаг (2375 метров над уровнем моря), являющейся одним из западных продолжений  Таврских гор. Олимпос находится в границах национального парка Олимпос-Бейдаглары. Хотя точная дата его основания неизвестна, название «Олимпос» присутствует на монетах Ликийского союза, отчеканенных в 167-168  годах до н. э. Это был один из шести обладавших правом   трёх голосов  городов этого союза.

В  союзе Олимпос представлял восток Ликии. Большинство сохранившихся до наших дней, расположенных в лесу и покрытых деревьями и кустарниками руин города принадлежит к эллинистическому, римскому и византийскому периодам.  Почти все дошедшие до нашего времени развалины  Олимпоса  расположены в устье и по обе стороны быстро текущей с востока на запад, впадающей в море реки.  Русло реки, которая в древние времена разделяла город на две части,  было превращено в канал, берега которого  соединены мостом.  На  каждом из берегов были пристани.

Сегодня можно увидеть  одно из оснований  моста. На южном берегу расположены другая его часть  со следами ремонтов, произведённых  во время  Римской и Византийской империй, и стена  эллинистического периода с многогранным орнаментом.  В небольшом  акрополе, находящемся на крутом склоне недалеко от устья реки,  стоят руины древнего сооружения. На южном берегу реки на фундаменте эллинистического периода расположен небольшой амфитеатр, восстановленный во времена Римской Империи. Одна сторона  входа этого почти разрушенного амфитеатра хорошо сохранилась.

Другим важным сооружением города, которое можно посмотреть, являются ворота храма, расположенные в 150 метрах к западу от устья реки. По архитектурным деталям можно определить, что ворота принадлежали небольшому, построенному в ионическом стиле  храму, а то, что он был воздвигнут в честь римского императора Марка Аврелия (172–173 гг. н. э.)  можно понять по постаменту памятника, находящемуся перед воротами.

Одной из самых интересных находок является саркофаг Капитана Эудемоса, обнаруженный в результате раскопок, проведенных музеем Анталии. Этот расположенный  прямо у устья реки в  прорубленной в скале нише саркофаг имеет большое значение, как с точки зрения того, что в стихотворной, полной эмоций, посвящённой капитану надписи упоминается его имя, так и по причине того, что барельеф  на нём  даёт представление о форме судна. На востоке Олимпоса на расстоянии в 300 метров вдоль берега находится великолепный песчаный пляж, на котором черепашки каретты откладывают яйца, и поселение Чыралы, известное своими прибрежными дюнами, где растут  многие виды растений.

В  нескольких километрах к юго-западу от Олимпоса, на  южном склоне возвышенности, называемой Чакалтепе, постоянно горит огонь.  Это особенно ночью впечатляющее природное явление не что иное, как  продолжающийся веками выход на поверхность земли метана.

Это природное явление отождествлялось   c живущей в Ликии огнедышащей Химерой,  поэтому  считается, что Беллерофонт посещал  этот город. Со временем это место стало центром культового поклонения богу огня и  покровителю кузнечного дела Гефесту.  В римский и  византийский периоды его тоже использовали  для проведения  религиозных обрядов, чему свидетельствуют  «святая дорога», где местами можно увидеть оригинальные блоки,  и фундаменты некоторых сооружений вокруг площадки с огнём.

Время посещения античного города Олимпос в летний период (с 15 апреля по 2 октября):  с 08:30 до 19:00

Время посещения античного города Олимпос в зимний период ( с 3 октября по 14 апреля) :  с 08:30 до 17:00

Выходные дни музея под открытым небом «Олимпос» : открыт для посещения каждый день.

Источник: «Олимпос» , рекламная книга по Анталии , Управление культуры и туризма провинции Анталья (2017)

Тип экскурсии: прогулка, панорамный вид

Вид экскурсии:  природный и культурный туризм

Как добраться: доехать можно по любой из поворачивающих на юг развилок автотрассы Анталья — Кумлуджа.

Адрес: Olympos Örenyeri-Kumluca-ANTALYA