Алев Алатлы – турецкая экономистка и писательница

Алев Алатлы родилась в 1944 году в западной турецкой провинции Измир.

Среднее образование она получила в школе в Токио, где ее отец, Эртугрул Алатлы, служил военным атташе. Алатлы получила степень бакалавра экономики и статистики в Ближневосточном техническом университете в Анкаре, а степень магистра экономики и эконометрики в Университете Вандербильта (Нэшвилл, Теннесси, США), где отучилась по стипендии Fullbright.

Позже Алатлы начала свое философское образование и поступила на докторантуру в Дартмутский колледж в Нью-Гэмпшире. Она сосредоточилась на теологии, истории мысли и цивилизации, но вернулась в Турцию в 1974 году, не получив докторской степени.

Алатлы работала преподавателем на экономическом факультете Стамбульского университета и старшим экономистом в Государственной плановой организации. Она проводил совместные психолингвистические исследования с Калифорнийским университетом.

Алатлы, которая издавала англоязычный журнал Bizim в газете Cumhuriyet, позже стала вице-президентом Союза турецких писателей (YAZKO). С 1984 года она активизировала свою писательскую деятельность.

Деятельность

Она была награжден «Медалью свободы» Ясиром Арафатом, находившимся в изгнании в Тунисе в 1986 году, за ее вклад в дело защиты палестинцев. В 2006 году в Москве за свой роман «Не просветление, милосердие!» она получила премию «100-летия Михаила Шолохова».

По ее словам, проблемы в стране и даже в мире можно решить следующим образом: «Когда вопрос о достоинства будет решен, Турция встанет на ноги. Во-первых, исчезнет та колоссальная расточительность, которую мы наблюдаем почти во всех сферах – от образования до судебной системы, от строительства до энергетики, от сельского хозяйства до прессы. Возникает возможность превратить наши с трудом заработанные сбережения в рациональные инвестиции. Становится возможным тайм-менеджмент. Мы не откладываем рабочий день на месяц, не разбазариваем средства, не нарушаем бюджеты. Сроки задержания сокращаются. Суды быстрее принимают решения. Дети знают, какой экзамен сдавать. Сантехник не ставит слив в неположенном месте. Электрик изолирует кабель, не вызывает возгорания. Улицы не превращаются в озера при малейших осадках. Если мы правильно читаем мир, правильно его интерпретируем, правильно угадываем, кто друг, а кто враг, нас не застигнут врасплох возможные (группы как) FETÖ».

В своей речи перед учителями Алатлы также упомянула о важности качества образования и сказала: «Вы несете ответственность даже за убийства женщин. Потому что способ заставить мальчиков чувствовать себя сильными и достойными – это нечто иное, чем убийство. Это пройдет через учителя и семью. Если вы знаете, я рекомендую вам свободу и демократию. Демократия – это просто голосование. Сначала будьте демократом, отпустите самоцензуру и начните говорить. Поговорите с собой. Что я, чем я не являюсь, чего мне не хватает? Не играйте в игры. Сначала решите, кто вы, решите, какие способы вылечить себя соответствующим образом. Идите и скажите, что вам нужно, и свои пожелания».

Заявив, что учителя должны относиться к ученикам справедливо, Алатлы сказала: «Мы турки, альхамдулиллах, мы мусульмане. Больше всего нас беспокоит отсутствие справедливости. Мы може отказаться от своих свобод, но мы не откажемся от справедливости. Справедливость – это то, что причиняет нам наибольшую боль».

Двухтомная книга автора «Кот Шредингера» оценивается как «не футуристическая научная фантастика о Турции в 2035 году, а как научно-обоснованная фантастика». В книге она объяснила, что может произойти в Турции в свете новых достижений в науке, от религии до образования, от экономики до семейной жизни.